pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin ([personal profile] pavel_syutkin) wrote2019-10-29 12:13 pm

Как в СССР за хлебом и солью давились

Нет, увы, не в припадке гостеприимства. А просто потому, что очень есть хотелось. Причем с солью.











Райская жизнь при СССР - это популярная сегодня сказка. Мудрый Брежнев, всеведающий Госплан, и даже счастливые советские граждане, холодильники которых ломились от продуктов.


Нынешняя российская власть изо всех сил заботится о народе. И главное в этой заботе, - чтобы люди не дай бог не узнали чего-нибудь плохого. Такого, что могло бы разрушить светлый образ социализма. По странному стечению обстоятельств именно внешние признаки того почившего СССР и считаются сегодня идеалом развития. С другой стороны, ввиду отсутствия какой-нибудь общественной идеи у российского руководства, почему бы и нет? «Своровать все и убежать», - из этого все-таки трудно слепить идеологию, которая могла бы поднять народ хоть на что-то.


Вот почему и возникает простая мысль: пусть себе люди развлекается с этим СССР. Но все это при одном маленьком условии: закрыть архивы. Убрать из памяти действительные картины той жизни. 










Владимир Буковский, ушедший от нас на днях, прославился, конечно, как писатель. Но не менее того, как человек, попытавшийся разрушить эту легенду насчет заботы партии о народе. Архив Буковского – это то, что ему удалось скопировать из тайных папок Политбюро в краткий миг начала 1990-х годов, пока они были открыты для ученых. Его сканер брал всего полстраницы обычного машинописного текста. Вот почему многие страницы архива до сих пор с характерным «смещением» строчек посередине листа.


Там много любопытного. Как КПСС прощала долги иностранным фирмам, чтобы те подкормили местные компартии. Как из трех писателей, участвующих в разговоре, один непременно оказывался стукачом. И, наконец, как под грифом «Секретно» в благословенном 1981 году обсуждались письма людей о том, что им не хватает даже соли и хлеба.










«В нашей области добывается соль, - пишет из станицы Филоновской Волгоградской области т.Филонов. – Чем же тогда объяснить, что у нас длительное время наблюдаются перебои в торговле этим продуктом? Дошло до того, что воспитанники детского дома ходят по дворам, выпрашивая щепотку соли».


«Осенью прошлого года, - пишут из Запорожья, - население столкнулось с проблемой – нечем стало солить пищу. Когда в некоторых магазинах появилась соль, сразу же образовались очереди, из которых покупатели выбирались порой без пуговиц, с разорванными пакетами».










«Дети редко видят белый хлеб, булки, - пишет жительница Антроповского района Костромской области. – Муки в продаже нет».


«В нашем райцентре по чьему-то распоряжению хлеб стали продавать по талонам и спискам, - говорится в письме, поступившем из пос.Кумены Кировской области.- Это вызвало у части населения недоумение и даже неуверенность. Кто мог принять такое необдуманное решение?»  


Вот, кстати, привет из 1981 года нынешним юным советолюбам, утверждающим, что талоны ввели только после того, как «Горбачев развалил СССР».










Вообще, конечно, крайне любопытное чтение. Естественно, хлеб-соль — это лишь малая часть той картины социалистического рая, которая до сих пор хранится под грифом «Секретно». Вероятно, степень восхищения публики этими «забытыми победами» может быть такой, что власть предпочитает подождать пока с их публикацией. 


Сам же архив Буковского, как и все его творчество, среди прочего, подтверждают простую мысль. Что и один человек может сделать очень много, когда борется за правду, против лжи. Даже когда этой ложью удается заморочить голову миллионам людей. Спасибо, Владимир Константинович!




[identity profile] un-chardonneret.livejournal.com 2019-10-30 08:15 am (UTC)(link)
Ерунду пишете. Люди ведь помнят что было на самом деле.

[identity profile] un-chardonneret.livejournal.com 2019-10-30 08:36 am (UTC)(link)
Допускаю, что в каких-то районах было по другому. Человеческий фактор всегда играет роль.
В одном крае главный нормальный умный управленец, так и люди будут помнить хорошее. В другом тупица услужливый ( типа Карнавальной ночи) - все будут в заднем месте. Они же отчёты в главк направляли.

У нас, например, провинция. Обожала ходить в центральную столовую-"ресторан". Всё вкусно было.
Edited 2019-10-30 08:37 (UTC)

[identity profile] seint-technic.livejournal.com 2019-10-30 08:51 am (UTC)(link)
А я про дефицит ничего не писал. Слава богу, хлеб продавался свободно всегда.

[identity profile] un-chardonneret.livejournal.com 2019-10-30 09:10 am (UTC)(link)
Вот, я о том же.
Но в вашем случае, понимаю, что кому-то обидно было без хлеба остаться из-за односельчан с их свиньями.

[identity profile] tanatriel.livejournal.com 2019-10-30 09:17 am (UTC)(link)
Да, сейчас есть очень плохие колбасы, где мясо и рядом не лежало. Но тут дело в цене. Вспомните, что в СССР хорошая вареная колбаса стоила дороже мяса. Были, конечно, "чайная" и "ливерная", но все стремились покупать "докторскую" или "особую". Если сейчас брать колбасу из соответствующей ценовой категории, то она в большинстве случаев будет вполне достойной.

Местами встречаются очень хорошие колбасы, не хуже домашних. Правда, там и цена совсем не радует. Но она не выше, чем у готового мяса.

Все-таки надо еще всегда помнить, что мясо, хлеб и многое другое продавалось по цене ниже себестоимости. Сейчас такая ситуация невозможна.

[identity profile] un-chardonneret.livejournal.com 2019-10-30 09:47 am (UTC)(link)
Да, я кажется ниже писала, что сейчас качественная колбаса дорогая. Но по приемлемой цене средние колбасы (совсем плохое игнорировать). Вкусные, но с соей, крахмалом, ладно, если просто шкуру добавят.
А так изделие из мяса без добавок и будет стоить дороже мяса, наценка за обработку, перевозку.
Когда-то да, что-то датировалось. Сейчас - увы.

[identity profile] cryptocotyle.livejournal.com 2019-10-30 09:56 am (UTC)(link)
О как! А чо так мало? Чо не на тыщу? Или не на миллион?
Кстати, думаю, что в указанных вами странах пластиковые дюбеля таки в те времена были.

Ну если Совок был на уровне Гондураса или Мозамбика - странно, что по нему скучают и считают его сверхдержавой.

[identity profile] cryptocotyle.livejournal.com 2019-10-30 09:57 am (UTC)(link)
Это где ж такое счастье было-то?
ext_723091: (Ушанка/Балалайка)

[identity profile] forosenko.livejournal.com 2019-10-30 10:14 am (UTC)(link)
Вопрос не в том были или не были, а кто их изобрел и сделал. От того что туземцам привезли продукты белого человека они более цивилизованными не стали. Сейчас в России есть всё это. Только в своем развитии она откатилась по сравнению с СССР, так как утратила способность вообще что либо производить самостоятельно в принципе. Соответственно жизнь в РФ будет относительно цивилизованной только до тех пор пока есть что продать на Запад.

В СССР уровень жизни был многократно лучше чем в Китае и Бразилии, например. Сейчас там уровень жизни уже выше.
Как только нефть закончится - РФ мгновенно скатится на досоветский уровень. Так что ругать отсталый совок, на фоне дегенеративной РФ, могут только долбаёбы.

[identity profile] tanatriel.livejournal.com 2019-10-30 10:21 am (UTC)(link)
Ну вот. Оказывается, в интернете удается пересекаться не только жителям разных параллельных реальностей, но и одной тоже. Рада вас читать, а то меня так яро уверяли, что я вру и ничего подобного не было, что везде были изобилие и благодать, что я уже и сама стала сомневаться.

[identity profile] ollo.livejournal.com 2019-10-30 10:27 am (UTC)(link)
Странно что жители той дыры на границе с Монголией не читали Незнайки на Луне, там же подробно рассказывается, что надо делать, когда нету соли.

[identity profile] birss.livejournal.com 2019-10-30 10:33 am (UTC)(link)
От продуктов питания, натуральных, соответствующих гостам. Холодильник не только мой,а моих соседей и знакомых.

[identity profile] pavel-ladikov.livejournal.com 2019-10-30 12:47 pm (UTC)(link)
Юноша, мне неинтересно Ваше мнение.
Вы спросили, я ответил.
У меня есть опыт работы в коммерческой конторе - я с 1994 года руковожу частным бизнесом. В формате ООО, в формате ЗАО, в формате ИП. И с госконторами достаточно пообщался.

И вот что Вам скажу.
Реальная рыночная экономика не терпит мошенничества и коррупции. В ней главное слово "репутация".
Это то самое состояние - когда купцы проводят сделку, просто пожав друг другу руки. А если кто-то теряет на ней половину состояния вследствие каких-то непредвиденных обстоятельств - он не бежит к киллеру или в суды. Он принимает все на себя.

НО. Речь идет о рыночной экономике. То что появилось в России сегодня - это госкапитализм, в котором чиновник одновременно является бизнесменом, а реального рынка не существует - так как нет реальной конкуренции, конкуренция идет подковерная - за доступ к тушке губернатора.
И вот это состояние основано на кидалове. Все мои 25 лет в бизнесе я получаю доказательства того, что госчиновнику верить нельзя ни в чем и никогда.

Откуда это взялось? Это взялось из идеологии большевизма, о чем я уже говорил. Ну да ладно.

[identity profile] mavka1961.livejournal.com 2019-10-30 02:01 pm (UTC)(link)
в 1969-1975 мы жили в украинском пгт Иршанск, там в школьной столовой у шеф-повара был шестой разряд...
в поселковом ресторане - пятый, в школьной столовой - шестой!
накрывали комплексные обеды, сразу на класс: борщ (рассольник, гороховый с копчёностями), котлета (рагу, тефтели), на гарнир - пюре, гречка или макароны, к стакану компота прилагались два пончика
в тарелках ничего не оставалось, всё было реально вкусным
в 1975-1978 жили в Красноярске, готовили правильно, всё было нужной температуры и консистенции, но совершенно не вкусно

[identity profile] mavka1961.livejournal.com 2019-10-30 02:02 pm (UTC)(link)
я бы тоже читала только свою ленту, но мои френды не всегда пишут:)

[identity profile] broks-broks.livejournal.com 2019-10-30 02:23 pm (UTC)(link)
Теоретически - да, могли купить кг свинины по 1,90.
А практически ее либо не было вообще, либо надо было постоять в очереди пару часиков после работы.
И получить нечто непонятно с какого места отрезанное, с костями.
Про вырезку и речи нет.
Если, конечно, вы рядовой советский гражданин.
Теперь возьмём промтовары: при средней зарплате в 120р. сколько пар сапог зимних вы могли на неё купить?
Хороших, австрийских или финских?
Одну пару. И то, если посчастливилось оказаться рядом с местом выброса этих сапог, и ваш размер не разобрали 🤣
Так что сказки о той действительности рассказывайте тому, кто не жил тогда самостоятельной взрослой жизнью и не имеет личного опыта.

[identity profile] cryptocotyle.livejournal.com 2019-10-30 02:26 pm (UTC)(link)
"От того что туземцам привезли продукты белого человека они более цивилизованными не стали", - зато туземцам ЖИТЬ СТАЛО УДОБНЕЕ. Вот что главное - не понты по поводу приоритета изобретения или открытия, а УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

"Как только нефть закончится - РФ мгновенно скатится на досоветский уровень", - РИ вообще-то нехило развивалась, если уж на то пошло.

[identity profile] broks-broks.livejournal.com 2019-10-30 02:31 pm (UTC)(link)
Да-да, особенно советские школьники и военнослужащие хорошо помнят то, чем их кормили 🤣
Расспросите их. А также студентов и рабочих, вынужденных питаться в рабочих столовых.

[identity profile] broks-broks.livejournal.com 2019-10-30 02:34 pm (UTC)(link)
Логика есть в ваших комментариях?
Нет ее.
Вам про системные проблемы, а вы про «отдельных хороших руководителей».
Вам про общественное питание, которого нельзя было избежать, а вы про некий ресторан.
Рестораны, не смотря на госсобственность, все-таки были местами, куда клиент выбирал ходить или не ходить. И за совсем уж наглое воровство или плохую готовку директора по головке не гладили за невыполнение плана.

[identity profile] broks-broks.livejournal.com 2019-10-30 02:36 pm (UTC)(link)
Все он правильно написал.

[identity profile] broks-broks.livejournal.com 2019-10-30 02:38 pm (UTC)(link)
А у вас мозгов хватает связать запрет на аборты( других методов советским гражданам не полагалось) с ростом рождаемости?
Нет, не хватает.

[identity profile] un-chardonneret.livejournal.com 2019-10-30 02:55 pm (UTC)(link)
Я не сказки пишу, а то, что помню. Если вы внимательно читали, то идеализации у меня нет в воспоминаниях.
Одежду нормально покупали и сапоги кожаные. Наверно не иностранные, какой ужас. Не помню.
Но хорошо помню, как в 2000 несколько месяцев копила на кожаные сапоги, качественные, чтобы через неделю не протекали. Это мой личный опыт тогда и сейчас. Не фантазируйте лишнего.
Я же не спорю, что у вас не могло быть по-другому, страна большая была.

[identity profile] un-chardonneret.livejournal.com 2019-10-30 03:01 pm (UTC)(link)
Упомянули про логику, но у вас она как раз хромает. Проблемы в общественном питании в любые времена могут быть. У нас, например, недавно в школе скандал был. Детей накормили кашей с личинками. Понятно, что они вырастут и будут вспоминать, как их кормили помоями в 2019 г.
Я писала уже - зависит от людей. Кто-то ответственно относился, кто-то воровал. Снабжение также зависело от людей, работающих в этой системе. Мне на практике и по работе приходилось есть в разных д/с, школах и лагерях. Качество разное блюд, как и набор продуктов отличался. Тогда и сейчас.
Edited 2019-10-30 15:56 (UTC)

[identity profile] un-chardonneret.livejournal.com 2019-10-30 03:08 pm (UTC)(link)
Эти люди работали в системе. Я где-то писала, что она идеальна была? Но централизованные поставки в торг. точки и предприятия общепита зависели от получаемых отчётов, если не знали (плановая экономика).
Ресторан я упомянула иронично, это была столовая. Кошмара такого, о котором вы говорили, там не было. Приходилось питаться и в столовых при организациях, качество отличалось.
Но и сейчас также. Не нужно приписывать общие проблемы общепита лишь только к определённому времени.

[identity profile] von-esmarch2.livejournal.com 2019-10-30 03:21 pm (UTC)(link)


ну не знаю, как в украинах, а у нас на горьком поваров не было, а обеды/корма привозили в бачках на машине, старшеклассники и выгружали. никаких 5 и 6 разрядов не было, а какие разряды готовили нам корма я не знаю.

потом, может у тебя, мавка, в красноярке вкус пропал? так бывает.

Page 10 of 13