pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin ([personal profile] pavel_syutkin) wrote2018-01-15 12:00 pm
Entry tags:

Они нам еще за кулебяку ответят!

Президент Макрон предложил внести в список ЮНЕСКО знаменитый французский батон, а депутат от ЛДПР – пельмени. Похоже, задела за живое российскую публику тема того, что никакой русской кухни в списке нематериального наследия ЮНЕСКО как не было, так и нет.





Депутаты активничают. Журналисты звонят – у меня за день только три интервью по этому поводу. Да и сейчас еду на МИР ТВ на запись программы. В общем, там есть, о чем поговорить. Потому, что проблема не так банальна, как кажется.

Для начала неплохо бы понять, зачем нам этот список нужен? То есть либо, нам действительно весь мир безразличен, и мы живем по своим правилам (как заявляли сами депутаты). И тогда, к чему эти игры в международное признание? У вас Крым ООН не признает, а вы по кулебяке страдаете.

Либо, это для нас все-таки важно. Но тогда нужно работать, а не языком молоть. Для начала депутатам неплохо было бы хотя бы ратифицировать соответствующую конвенцию ЮНЕСКО.

Впрочем, дальше начнутся вопросы все интереснее. Итак, повторю: для чего нужно это включение в список наследия? – Совсем не «для галочки» и «гордости». А всего лишь для развития иностранного туризма. В том числе туризма гастрономического. Под этим углом и нужно рассматривать все инициативы о включении в список множества наших блюд.

Не секрет, что часть из них весьма неоднозначно воспринимается иностранной аудиторией. Интернет полон видео-роликам о морщащихся от нашего холодца американцах и итальянцах. Любой суп из кваса (окрошка, ботвинья) понравится далеко не каждому иностранному туристу. Ну, так и нужно это иметь в виду. И поумерить свою фантазию. Вернее, ограничить ее тем блюдами и кулинарными обычаями, которые легко найдут поклонников за рубежом.

Примерно об этом я и говорил в интервью РБК ТВ сегодня (позже ролик выложу). А пока – материал «Комсомольской правды», которая тоже обратилась ко мне за комментарием:

Президент Эммануэль Макрон так и заявил: «Багету завидуют люди во всем мире, поэтому его стоит включить в список наследия».






(по поводу французской инициативы с багетом лучше все-таки прочитать самих французов. Рекомендую этот материал RFI на русском языке– прим. p_syutkin)

Всем известно, как трепетно французы относятся к еде. Это они подтвердили в очередной раз, когда решили дополнить список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества

ЮНЕСКО не чем-нибудь, а знаменитым французским багетом. Президент Эммануэль Макрон так и заявил: «Багету завидуют люди во всем мире, поэтому его стоит включить в список наследия».

Вообще за внесение этого хлеба выступила Национальная конфедерация булочников и кондитеров Франции, которая хочет защитить свою мучную торговую марку. Пекари подсчитали, что каждую секунду в стране выпекают 320 багетов и он действительно является королем французского стола. Хотя они забыли, что еще в 2010 году вся французская кухня была внесена в список нематериального наследия ЮНЕСКО, так что достать из этой «продуктовой корзины» один лишь багет будет тяжело.

Рецепт, кстати, был защищен во Франции еще в 1993-м спецзаконом, который предполагает ряд жестких требований. В заготовку можно добавлять только муку, дрожжи, соль и воду, а саму выпечку запрещено замораживать перед продажей.

Но мы-то чем хуже? Наши депутаты решили не отставать от французов и тоже добиться включения национальных блюд в список ЮНЕСКО. Депутат от ЛДПР Александр Курдюмов предложил внести туда блины и пельмени.

- А вы уверены, что пельмени - русское блюдо? - спросили мы Курдюмова.

- Я имел в виду самые распространенные блюда, которые стоят у нас на столах. Пельмени давно стали нашей национальной гордостью, как и блины. Традиции их приготовления надо увековечивать.

Но зачем вообще эти списки? Интересно, что изначально именно Франция додумалась до внесения гастрономических изысков в реестры ЮНЕСКО. Статус нематериального наследия способствует росту доходов от туризма и экспорта и защищает от плагиата. Например, итальянцы для включения неаполитанской пиццы в список почти

10 лет вели лоббистскую кампанию на высшем уровне, включая петицию, которую подписало более 2 млн. человек.

Россия пока представлена в списке нематериального наследия ЮНЕСКО всего по двум позициям - культурное наследие якутов и забайкальских старообрядцев. Дело в том, что наша страна не ратифицировала Конвенцию об охране нематериального культурного наследия от 2003 года (как и Англия, Канада и США) и не может вносить предложения. Те позиции, которые у нас есть, были внесены в течение трех лет после подписания документа, когда страны могли отправлять свои заявки без ратификации. Так что пока нет конвенции - нет и рекламы наших блинов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Павел СЮТКИН, историк кулинарии:

А еще есть кулебяка и квашеная капуста

- Чтобы попасть в список ЮНЕСКО, мало иметь просто блюдо и его рецепт, нужен культурный компонент. Составление заявки - сложная работа, для которой нужны исторические исследования, доказывающие роль определенного блюда в национальной культуре. От России мы могли бы представить готовку в русской печи или русский пряник. Даже заквашивание обычной капусты было настоящим ритуалом на селе. Включение в список важно для развития гастрономического туризма. Это направление набирает популярность в мире, и было бы здорово, если бы гости нашей страны, помимо посещения достопримечательностей, увозили к себе на родину еще и кулинарные впечатления. Пусть попробуют наши блины и кулебяку!

Какая еда попала в список:


  • неаполитанская пицца;

  • бельгийское пиво;

  • армянский лаваш;

  • азербайджанская долма;

  • хлебные лепешки Азербайджана, Ирана, Казахстана, Киргизии и Турции;

  • корейская капуста кимчхи;

  • мексиканская кухня;

  • французская кухня;

  • японская кухня;

  • средиземноморская диета;

  • арабский кофе;

  • турецкая кофейная традиция.






Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО создан для защиты и сохранения традиций и обычаев народов земли. В него входит не только еда, а языки, танцы, йога и многое другое. Всего 470 позиций в 117 странах.

ВОПРОС ДНЯ

Что российское вы бы добавили в список ЮНЕСКО?

Алексей КОРТНЕВ, лидер группы «Несчастный случай»:

- Грузди в сметане. Это уникальная закуска, которая встречается только у нас в России. Сколько я ни путешествовал по миру, нигде такого не встречал. Только в наших городах их подают к столу. А, знаете, лучшей закуски под водку или другой крепкий напиток, чем грузди в сметане, не найти.


Сергей ШАРГУНОВ, писатель, депутат Госдумы:

- От бородинского хлеба до русской литературы. И в наши дни, кроме нефти и газа, нам есть чем гордиться. У нас всегда есть великая русская литература. И бессчетное множество гениальных писателей - их так же много, как и звезд на небе.


Светлана ЖУРОВА, олимпийская чемпионка, депутат Госдумы:

- Матрешку и балалайку. Если по ассоциациям. Ведь Франция у многих тоже вяжется с Эйфелевой башней и багетом.


Юрий ЛОЗА, музыкант:

- У нас куча уникальных сооружений, церквей и памятников. Исаакиевский собор, Александрийский столп, храм Христа Спасителя. Вот у пельменей есть аналог - итальянские равиоли, а еще манты или хинкали. Это не наше изобретение. Хотя у нас самые вкусные пельмени, елки-палки. А вот Александрийский столп ни одна цивилизация повторить не смогла.


Владислав ДЕЖНЕВ, маркетолог:

- Русскую водку. С ней не сравнятся ни виски, ни текила, ни коньяк. И придумана она нашим Менделеевым. Только нужно охранять не только водку, но и тех, кто ее пьет.


Илья ГЛАЗУНОВ, иллюстратор детских книг:

- Прекрасную Ясную Поляну. Там жил величайший Лев Толстой. Одно удовольствие прогуляться там, посмотреть усадьбу. Туда не зарастет народная тропа.


Ирина, читательница сайта KP.RU:

- Валаамский архипелаг. Там расположен монастырь. Уже больше 20 лет архипелаг пытаются включить в список ЮНЕСКО, но те все никак не идут навстречу.




[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2018-01-15 09:13 am (UTC)(link)
Вот мы обсуждаем, но в историю войдут снявшие с этого сливки и воспользовавшиеся нашими рекомендациями депутаты.
А фраза "Президент Эммануэль Макрон так и заявил: «Багету завидуют люди во всем мире, поэтому его стоит включить в список наследия» повторяется в тексте дважды.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-01-15 09:23 am (UTC)(link)
Ага, спасибо, Ник Бор!

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-01-15 09:33 am (UTC)(link)
А по поводу обсуждения, так это просто обычная депутатская болтовня - бессмысленная и бесполезная.

[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2018-01-15 09:45 am (UTC)(link)
но всё равно они постараются подчинить себе, а то и возглавить это движение за пополнение списка ЮНЕСКО российскими блюдами

[identity profile] nasse.livejournal.com 2018-01-15 10:07 am (UTC)(link)
Бородинский хлеб я бы включила.
Хотя бы ради того, чтобы перестали называть бородинским хлебов всякие подделки.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-01-15 10:11 am (UTC)(link)
Собственно, приведенные КП ответы и показывают всю путаницу в головах.

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2018-01-15 10:31 am (UTC)(link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] v-dokumentiki.livejournal.com 2018-01-15 10:43 am (UTC)(link)
Вот ведь интересно люди живут. И заняты постоянно чем-то полезным! А тут болтаешься, как пельмень в бульоне...

[identity profile] abmtm001.livejournal.com 2018-01-15 10:54 am (UTC)(link)
Владимира Владимировича нужно добавить в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
И, думаю, массы это поддержат))

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-01-15 11:01 am (UTC)(link)
Точно. Уникальный российский продукт. Многие века потомки дивиться будут.

[identity profile] valerytim.livejournal.com 2018-01-15 11:20 am (UTC)(link)
Пусть все любители ЮНЕСКО, возьмут своё ЮНЕСКО и запихают себе в зад. Причем плашмя.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-01-15 11:34 am (UTC)(link)
Нет ли в этих словах унижения социальной группы «депутаты от ЛДПР»?

[identity profile] valerytim.livejournal.com 2018-01-15 11:47 am (UTC)(link)
А разве депутаты ЛДПР любители ЮНЕСКО?)))

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-01-15 12:06 pm (UTC)(link)
Так вон же в тексте страдают, озабоченность высказывают.

[identity profile] valerytim.livejournal.com 2018-01-15 12:11 pm (UTC)(link)
Ну, это один левак неосторожно ради собственного пеара брякнул. Вот если бы сам Вольфыч сказанул, тогда даааа))))

[identity profile] oko-rock.livejournal.com 2018-01-15 11:45 am (UTC)(link)

Традиция брать сразу литр была внесена в список нематериального культурного наследия человечества программы ЮНЕСКО.
:)

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-01-15 12:07 pm (UTC)(link)
Кстати, правильное направление мысли. В этом вопросе у нас традиции ого-го какие! Не имеющие аналохов!

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2018-01-15 12:57 pm (UTC)(link)
Как будто туризм у нас плохо развивается только из-за гастрономически проблем!
Госдеп США, например, относит Россию к 3-й, предпоследней, группе стран по опасности:
Russia Travel Advisory

[identity profile] teheran1943.livejournal.com 2018-01-15 01:25 pm (UTC)(link)
а депутат от ЛДПР – пельмени.

Так это китайское блюдо, депутат бредит))

[identity profile] extrimbiz.livejournal.com 2018-01-15 04:41 pm (UTC)(link)
Еще никогда китайский диверсант Жи Ринь не был так близок к провалу...

[identity profile] amoiskiy-pet.livejournal.com 2018-01-15 05:21 pm (UTC)(link)
*задумчиво* Фино-китайское 0_0

[identity profile] extrimbiz.livejournal.com 2018-01-15 04:40 pm (UTC)(link)
>Интернет полон видео-роликам о морщащихся от нашего холодца американцах и итальянцах. Любой суп из кваса (окрошка, ботвинья) понравится далеко не каждому иностранному туристу.

Если бы мне в детстве в первый раз дали бы попробовать суши, сашими или луковый суп, я бы тоже был в шоке. К вкусам и блюдам привыкают, об этом писал еще Дюма в Монте-Кристо.
На мнение американцев в той же Франции все ложат прибор и запросто могут порекомендовать идти в Макдоналдс или в другую подобную хрючилку.

Свои кухни надо защищать и отстаивать. И окрошка намного лучше и полезней фекалий из МакЖрака. И вкуснее.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-01-15 05:19 pm (UTC)(link)
"Ко всему-то подлец-человек привыкает!" - еще 150 лет назад писал Федор Михайлович.

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2018-01-15 06:03 pm (UTC)(link)
На твое во Франции ложат его же.

[identity profile] gastrorest.livejournal.com 2018-01-15 05:47 pm (UTC)(link)
Мне, конечно, до Вас далеко, но...бывают же такие совпадения https://gastrorest.livejournal.com/34990.html

Вы большой молодец - не останавливайтесь. Русская кухня достойна, чтоб на неё ездили туристы

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-01-15 06:00 pm (UTC)(link)
Да, очень интересные размышления. Со многим согласен. На следующей неделе я буду "дежурным по жж". Там и попробуем поднять для широкой аудитории вопросы русской кухни.

[identity profile] hogzon.livejournal.com 2018-01-15 07:10 pm (UTC)(link)
белёвскую и коломенскую пастилу (или пастилу пастилу вообще).
заодно и сразу туристические центы мирового масштаба готовы, только развивай и продвигай )

квашеной капустой ограничиваться не стоит у нас много разных солений, каждому региону хватит своё собственное, даже лук с чесноком квашеные - та ещё вещь.

а главное - грибы с ягодами. включая процесс их сборки и заготовки на зиму.
я когда на севере жил, заготовка грибов на зиму это целый процесс.
толпа народа (нередко несколько семей собирались) гуляет по лесу, домой мешки и вёдра везут и до поздней ночи всё это дело моют чистят варят и вытворяют всякие другие непотребства.

[identity profile] abmtm001.livejournal.com 2018-01-16 05:50 am (UTC)(link)
Знали бы из чего делают эту белёвскую пастилу...

[identity profile] olgin-ugolok.livejournal.com 2018-01-15 10:37 pm (UTC)(link)

я уже столько раз натыкалась на заявления, что матрешки и пельмени позаимствованы у китайцев, что даже не знаю, стоит ли их вносить.

а какое блюдо русское?

гусли-самогуды и скатерть-самобранка.)))

[identity profile] sl-on-iq.livejournal.com 2018-01-23 10:50 am (UTC)(link)

Матрешка у китайцев? Мдя... Японцы плачут.

[identity profile] olgin-ugolok.livejournal.com 2018-01-23 06:02 pm (UTC)(link)

вы тоже поклонник версии, что матрешку придумал русский монах, живущий на Хонсю?

[identity profile] sl-on-iq.livejournal.com 2018-01-23 06:43 pm (UTC)(link)
Я читал, что матрёшка - переработанная версия японской игрушки. Ну а кто её довёл до такого состояния, не так уж и важно.

[identity profile] sl-on-iq.livejournal.com 2018-01-23 10:48 am (UTC)(link)

Александрийский столп был в египетской Александрии. В Петербурге же стоит Александровская колонна. И не надо сюда Пушуина приплетать.


А грузди в сметане с бородинским хлебом я никогда не ел... Так что все-равно.