pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin ([personal profile] pavel_syutkin) wrote2018-11-04 01:03 pm

Соль на пользу и во вред

Пересол у нас всегда считался большим грехом, чем недосол. Сегодняшние диетологи также считают большое количество соли в пище пагубной привычкой. Но, оказалось, все не так просто.











Мы любим соль - несмотря на предупреждения специалистов, что мы слишком много ее потребляем и тем самым вредим здоровью. Но все чаще слышатся и контраргументы, бросающие тень сомнения на результаты десятилетий исследований. Эксперты BBC Future попытались разобраться: во вред соль или на пользу?


Ключевой элемент пищевой или поваренной соли - натрий, без которого невозможен нормальный баланс жидкости в нашем организме. В форме различных солей он входит в состав крови, лимфы и пищеварительных соков, доставляя кислород и питательные вещества во все органы. В виде положительно заряженного иона натрий активизирует процессы нервного возбуждения, сокращения мышечных волокон и другие реакции.


Короче говоря, натрий важен для нас. Но на протяжении столетий люди потребляли соли гораздо больше, чем рекомендуется. Поэтому по всему миру нас преследует совет диетологов и представителей системы здравоохранения: ешьте меньше соли! Взрослым рекомендуют потреблять не больше шести граммов соли в день. Между тем в Британии потребляют примерно восемь граммов в день, а в США - 8,5 грамма. 







В сырах с плесенью содержится больше соли, чем в морской воде, - 2,7 грамма на 100 граммов сыра



Однако лишь четверть всего нашего ежедневного потребления мы получаем из той соли, которую сами добавляем в пищу. Остальная скрывается в продуктах, которые мы покупаем - в том числе в хлебе, соусах, супах и кашах-полуфабрикатах. То, что производители часто не пишут слово "соль" на этикетках, предпочитая "натрий", только запутывает, создавая иллюзию, что соли мы едим не так много.


Кристаллы поваренной соли состоят из ионов натрия и хлора. В 2,5 грамма соли примерно 1 грамм натрия. "Люди как правило не знают об этом и просто думают, что соль и натрий - одно и то же. Никто вам не объясняет", - подчеркивает диетолог Мэй Симпкин.


Исследования обнаружили, что потребление слишком большого количества соли повышает кровяное давление, что может привести к инсульту и сердечно-сосудистым заболеваниям - в этом вопросе эксперты сегодня практически сходятся во мнениях, доказательства вреда соли очевидны.


Наш организм удерживает воду, когда мы едим соль, тем самым повышая кровяное давление - до тех пор, пока почки не выведут ее из организма.


Потребление слишком большого количества соли в течение долгого времени добавляет нагрузки на артерии и может привести к гипертонии, из-за которой случается 62% инсультов и 49% приступов ишемической болезни сердца (по данным Всемирной организации здравоохранения).







Большой стакан попкорна (примерно 250 г), который мы берем с собой в кинозал, может содержать примерно 5 г соли - почти дневную ее дозу, рекомендуемую специалистами



И, как можно ожидать, снижение потребления соли приводит к обратному эффекту. В одном из исследований данных по кровяному давлению за восемь лет ученые обнаружили, что уменьшение потребления соли всего на 1,4 г в день, судя по всему, понижало давление - что, в свою очередь, вело к снижению на 42% вероятности инсульта со смертельным исходом и на 40% уменьшало количество смертей от болезней сердца.


В то же время ученые заключили, что крайне сложно выделить влияние именно соли среди других факторов риска - нездоровой диеты в целом, нездорового образа жизни и т.д.


Дело в том, что люди, обращающие внимание на то, сколько в их рационе соли, как правило, вообще больше заботятся о здоровой еде, стараются упражнять свое тело, не курить и не злоупотреблять спиртными напитками.


Долговременные исследования, в которых бы сравнивались люди с высоким и низким потреблением соли, помогли бы установить причины и следствия. Но из-за сложностей с финансированием и этических препятствий таких исследований крайне мало.







Одна порция популярного супа мисо содержит 2,7 г соли



Меньше соли - больше риск? Разная чувствительность к соли


Но существует фактор, который усложняет такую, казалось бы, простую и ясную картину. Потребление соли по-разному влияет на разных людей, их кровяное давление и здоровье сердца. Чувствительность к соли различается от человека к человеку и зависит от разнообразных факторов - национальности, возраста, индекса массы тела, общего состояния здоровья и наследственности в части гипертонии.


В ряде случаев ученые пришли к выводу, что большему риску подвергаются именно те из нас, кто более чувствителен к соли. Дело дошло до того, что некоторые исследователи теперь утверждают: низкосолевая диета - такой же фактор риска, как и потребление большого количество соли.


Исследователи утверждают, что потребление соли в количествах как меньше чем 5,6 г, так и больше чем 12,5 г в день связано с негативным воздействием на здоровье.







Два кусочка суши нигири содержат около 5 г соли, а одна столовая ложка соевого соуса добавляет еще 2,2 г



Другое исследование с участием более 170 тысяч человек показало похожие результаты, обнаружив связь между низким потреблением соли (менее 7,5 г в день) и увеличением риска сердечно-сосудистых нарушений и смерти из-за них - причем как у людей с повышенным давлением, так и с нормальным - по сравнению с умеренным потреблением (до 12,5 г в день, то есть между 1,5 и 2,5 чайной ложки соли).


Обратим внимание на то, что это "умеренное потребление" - примерно в два раза выше, чем рекомендуемое в Великобритании. Ведущий автор этого исследования Эндрю Мент, эпидемиолог и диетолог канадского университета Макмастер в Онтарио, заключает: снижение потребления соли с высокого до умеренного уменьшает риск высокого кровяного давления, но каких-либо еще преимуществ для здоровья не несет. А повышение потребления соли с низкого до умеренного также может принести пользу.







100-граммовый кусочек пиццы пепперони может содержать до 1,9 г соли



"То, что мы узнали об оптимальном потреблении соли, соответствует тому, как работает любое другое важное питательное вещество, - говорит он. - Высокий его уровень токсичен, а низкий создает дефицит в организме. Оптимальный уровень потребления всегда где-то посередине".




[identity profile] ded-vasilij.livejournal.com 2018-11-04 10:10 am (UTC)(link)
Эта любовь к соли у человека: наследство от лошадей, ослов, коз и прочих травоядных.
Я ежегодно покупаю для своих парно = непарнокопытных около 100 кг соли (с микроэлементами).



Edited 2018-11-04 10:15 (UTC)

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 10:17 am (UTC)(link)
Ну, с животными-то понятно. Им из травы соли и в природе-то особенно не достать. Человеку и проще, и сложнее. Сложнее остановиться.

[identity profile] ded-vasilij.livejournal.com 2018-11-04 11:26 am (UTC)(link)
Это я так пытался пошутить, уважаемый Павел, вот только картина почему то громадная вышла. А ведь я настроил ее на 300 pxl.
Приношу извинения.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 11:54 am (UTC)(link)
Да, вроде все хорошо получилось по размеру.

[identity profile] ded-vasilij.livejournal.com 2018-11-04 12:43 pm (UTC)(link)
Странно, а у меня громадный бычара на 800 pxl через всю скриню.

[identity profile] hogzon.livejournal.com 2018-11-05 09:05 am (UTC)(link)
у меня норм, эт у вас браузер глючит наверно

[identity profile] gruppman.livejournal.com 2018-11-04 10:14 am (UTC)(link)
Когда-то на рыбозавод в моей деревне, для засолки рыбы, привозили соль в джутовых мешках.
Она была не белая или серая, она была коричневатого оттенка. Но крупнокристаллическая. Некоторые кристаллы были особенно крупны и прозрачны. Вот такие я выбирал, и вместо леденцов монпасье пользовал.
Иногда получается и сейчас найти такую соль. И так-же, не могу удержаться, пользую как леденцы)

Рыбу хорошо солить этой солью. Лишнего не берёт совсем.

[identity profile] ded-vasilij.livejournal.com 2018-11-04 10:20 am (UTC)(link)
«пользовать» значит лечить, приносить, давать .. пользу.
Себя я бы солью не пользовал. Гипертония и проч. Вредно.

[identity profile] gruppman.livejournal.com 2018-11-04 10:22 am (UTC)(link)
У меня друге проблемы.
А так я ем всё солёное и очень острое.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 10:20 am (UTC)(link)
Кстати, насчет засолки рыбы действительно не вся соль хороша. Я в свое время писал, как зависел промысел рыбы у нас на севере от привоза английской и испанской соли. С нашей получался вкусный рассол, а не рыба: https://p-syutkin.livejournal.com/212459.html

[identity profile] gruppman.livejournal.com 2018-11-04 10:28 am (UTC)(link)
Сейчас сортов соли более, чем много)
Тут снова, каким способом солить рыбу? Тузлучить, или сухим?...
Но в любом случае, лично я всегда беру крупную. Хоть камбалу на вялку, хоть кету на скоросол.

[identity profile] gruppman.livejournal.com 2018-11-04 10:30 am (UTC)(link)
Ох, да))
Сейчас сельдь в бочонке на солю.
А вот именно так и делал - сначала слой соли, потом рыба, брюшком вниз, спинка вверх.... и пошло, слой соли, слой рыбы.
Но для такой засолки искал именно ту, крупнокристаллическую соль.

Сейчас балуюсь иногда, Штук пять селёдок солю в кастрюле. )))

[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2018-11-04 11:56 am (UTC)(link)
Если верить диетологам - люди, съедающие 2-3 воблы и запивающие рыбу 2-3литрами пива, должны рухнуть от гипертонического криза прямо за столом. Однако, почему-то живут.

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2018-11-04 10:30 am (UTC)(link)
Моя мама в свое время начиталась всякой пропагандисткой фигни о вреде соли. Зашли мы с ней как-то в столовую. Я взял салат и сразу начал его солить. Мама возбудилась, в прочитанной ею литературе это было описано как первый признак грядущих проблем - солить, не попробовав. С трудом удалось ее успокоить - в советских столовых салаты никогда не солили, и я прекрасно об этом знал.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 10:38 am (UTC)(link)
Не солить подаваемую пищу - это давняя еще домостроевская привычка. Специи даже за царским столом в каком-нибудь XVI веке ставились рядом с тарелкой - соли сам по своему выбору.

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2018-11-04 11:09 am (UTC)(link)
Тут - чистая практичность. Непосоленный салат может простоять дольше.

[identity profile] ded-vasilij.livejournal.com 2018-11-04 11:23 am (UTC)(link)
Сегодня в наших европах зашли еще дальше. Все чаще солонок в заведениях вообще на стол не ставят. Кому не солоно хлебать в лом, тот вынужден просить. Но прежде попробовать. Ибо солить и перчить на автомате, это .. (оскорбить повара, по меньшей мере) как без спросу закурить в заведении, где нет пепельниц.
Edited 2018-11-04 11:23 (UTC)

[identity profile] clust.livejournal.com 2018-11-05 02:08 pm (UTC)(link)
Это же просто логично. Досолить всегда можно, но не наоборот.

[identity profile] luxs135.livejournal.com 2018-11-04 11:32 am (UTC)(link)
Вымачиваем воблу в уксусе и едим с острым перцем - елассическая филиппинская кухня... интересно сколько там соли

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 11:57 am (UTC)(link)
Зависимость от перца - это еще один милый порок, которому я и сам отдаю дань

[identity profile] luxs135.livejournal.com 2018-11-04 12:54 pm (UTC)(link)
Да, этот порок нарцл меня последний год... начал делать очень острые приправы ко всему.

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2018-11-04 11:35 am (UTC)(link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2018-11-04 12:05 pm (UTC)(link)
Соленость воды в большинстве морей мирового океана - особенно, в открытых - выше показателя 32 промилле /3,2 г соли в 100 г воды/
https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fforum.kerch.com.ru%2Fuploads%2Fmonthly_2016_08%2F129673-i_121.png.eff0e08c523f376b875e1fd254f91d2a.png&text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E&lr=213&rpt=simage
Что выше и солености сыра.
Edited 2018-11-04 12:07 (UTC)

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 12:10 pm (UTC)(link)
Но странно, что морская рыба оказывается несоленой в свежем виде. А так было бы удобно...

[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2018-11-04 12:20 pm (UTC)(link)
а это Господь придумал для них механизм осмотического регулирования

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 12:24 pm (UTC)(link)
Хотя бы для селедки можно было бы сделать божественное исключение.

[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2018-11-04 12:33 pm (UTC)(link)
в общем, да - но у нас получается не хуже

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2018-11-05 02:42 pm (UTC)(link)
Кстати вы правы.

[identity profile] soshenkov.livejournal.com 2018-11-05 07:20 pm (UTC)(link)
В морской соли не только NaCl.

[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2018-11-05 07:26 pm (UTC)(link)
Конечно. Не удивлюсь, если и в хорошем сыре немало микроэлементов.

[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2018-11-04 12:45 pm (UTC)(link)
Там пока нет комментариев, но будут обязательно
https://masterok.livejournal.com/4890484.html

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 12:59 pm (UTC)(link)
Ну так, а в чем проблема? Мы же оба не скрываем источник - BBC Future, как и указано в тексте.
Edited 2018-11-04 12:59 (UTC)

[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2018-11-04 01:10 pm (UTC)(link)
Особой проблемы нет - но если бы СУП придумал механизм отслеживания публикаций, мог бы подсказать этому товарищу: упс, сегодня на этот источник уже ссылались )

[identity profile] luxs135.livejournal.com 2018-11-04 01:01 pm (UTC)(link)
что-то как то подозрительно похожи посты

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 01:03 pm (UTC)(link)
Было бы странно, если бы мы цитировали BBC по-разному :))

[identity profile] luxs135.livejournal.com 2018-11-04 01:07 pm (UTC)(link)
Да действительно :)

[identity profile] egh0st.livejournal.com 2018-11-04 02:13 pm (UTC)(link)
у миня всё очень просто -- из готовых продуктов типа пиццы, мяса и хрен знает чего соли поступает достаточно. Дома соль есть, на стол не ставлю, использую практически исключительно при готовке салатов.

[identity profile] kormin2008.livejournal.com 2018-11-04 04:10 pm (UTC)(link)
Во общем лучше вовсе не есть и не пить, а питаться манной небесной, единственный вариант.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2018-11-04 04:11 pm (UTC)(link)
Святым духом.

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2018-11-05 03:57 am (UTC)(link)
Ох уж эти англичане. Лучше пересолить чем совсем без соли.

[identity profile] kavkazoid-r.livejournal.com 2018-11-05 10:22 am (UTC)(link)
Павел сейчас даже дышать типа вредно. Так что можно много соли добавлять. Экология и так скоро пошлёт человечество на хрен. Фильм Титан посмотрите. Так что типа человечество склеит ласты ещё до 22 века. Так что по фиг.

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2018-11-05 02:43 pm (UTC)(link)
Больше оптимизма сэр.

[identity profile] clust.livejournal.com 2018-11-05 02:03 pm (UTC)(link)
>Наш организм удерживает воду, когда мы едим соль
>Чувствительность к соли различается от человека к человеку и зависит от разнообразных факторов - национальности

Если в кране нет воды... Думали, что шутка.

)))

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2018-11-05 02:43 pm (UTC)(link)
Таки нет.

[identity profile] suddadelo.livejournal.com 2018-11-14 09:32 am (UTC)(link)
"Взрослым рекомендуют потреблять не больше шести граммов соли в день. Между тем в Британии потребляют примерно восемь граммов в день, а в США - 8,5 грамма." Если верить нашему всему - Похлебкину - то в русской армии на солдата полагалось 20 фунтов соли в год, то есть около 28 (!) грамм в день (источник - "Кухня века"). Как-то я в массовые инсульты и инфаркты у рядовых в те времена не верю...