pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin ([personal profile] pavel_syutkin) wrote2019-01-28 12:00 pm

На чем стоит русская кухня?

Отрицать развитие нашей кулинарной культуры – вещь бессмысленная. В каждую эпоху она делала несколько шагов вперед. Впрочем, и «назад» тоже бывало. Вот только где тот самый «нулевой километр» от которого вести отсчет успехов и поражений?











В новой серии видео-проекта «Русская кухня: непридуманная история» я как раз и пытаюсь рассказать об этом – историческом основании русской кухни. Это как в геологии – есть пласты почв, грунты, слои, принадлежащие разным эпохам. Но зачастую есть и базальтовое основание из древнейших пород, на котором и будет держаться будущее здание. 



В русской кухне, наверное, таким основанием являются дошедшие до нас старинные блюда, возраст которых вероятно превосходит возраст самой нашей страны. Исторически традиционная кухня Руси, состоящая из блюд, которые почти нигде больше не используются. Или, по крайней мере, не используются в таком виде и форме. Список этот не очень велик, он включает в себя несколько десятков кушаний и напитков, действительно имеющих родословную в сотни, а то и в тысячу лет. Просто, навскидку, перечислим некоторые из них: блины, окрошки, щи, кальи, квашеная капуста, соленые грибы, студень, ветчина, няня, взвары к мясу и дичи, левашники, каши, квас, ставленый мед и т. п. Перечень, конечно, неполный, но в целом понятно, о чем идет речь.


При этом любовь к этим блюдам и приверженность их вкусу сохраняется во все времена. Причем не только со стороны массовой, небогатой публики. Знать и даже царские особы порой очень даже жаловали их. Известна привязанность Петра I к ячневой каше, Анны Иоанновны к буженине, а Николая II к гречке. Другое дело, манера и качество приготовления. 


Вот как раз возможность экспериментировать с рецептами этих блюд и делала их таким «живучими». Поскольку позволяла подстроиться под любые вкусы, продукты и эпохи. Действительно, хочешь ешь обычный студень из свиных ножек, а хочешь – изящный галантин из осветленного черной икрой бульона с искусно вырезанными кусочками овощей.










Как и любое культурное явление, кулинария тесно связана с общественными умонастроениями, условиями жизни людей. При этом, как показывает практика, эта культурная надстройка чаще всего становится первой жертвой любого «похолодания». Идет ли речь об одежде, моде, литературном языке, – любые тяжелые общественные потрясения поначалу ведут к определенному откату назад, упрощению и сокращению этой культурной ниши. 


Иногда чуть позже из кризиса рождается новый удивительный всплеск – как, например, было с кулинарией после Великой французской революции или с русской поэзией начала 20-х годов XX века. Иногда этот «шаг назад» сохраняется надолго и очень тяжело преодолевается обществом.










Примерно это, к примеру, и произошло с нашим послереволюционным застольем. Тяжелые времена «смыли» весь тот культурный слой гастрономии XIX века, оставив лишь базовое основание национальной кухни. По существу, стол многих горожан и сельских жителей в тот период вернулся лет на 150–200 назад. Оттуда исчезли многие утонченные и яркие кушанья, салаты и закуски. Остались лишь «база» русской кухни – щи, похлебки, каши, да яичницы с засохшим салом и вареная картошка с селедкой. И это еще в лучшем случае, когда находились для этого продукты и хоть кусочек масла.


Впрочем, это с высоты XXI века можно кривить нос (ах, протухшая селедка!). Только не надо забывать, что в 1989-90-м многие россияне только чудом не дошли до жизни такой. А с учетом нынешнего победоносного «вставания с колен» вероятность оказаться в такой же ситуации в ближайшие годы и у нас совсем не нулевая. 










Как показывает история, в любое трудное время (войны, революции, кризисы) наша общенародная, массовая кухня «проваливалась» до своего исторического основания. Тот есть на столе начинали главенствовать продукты, которые являются основой русской кухни в любые века. Уходят изящные кушанья, тонкие салаты, праздничные и дорогие блюда, остаются каши, студни, кисели, соленья, сезонные овощи, ягоды, фрукты. То есть базовый набор продуктов, закрепленный в нас на генетическом уровне, и всегда именно он будет определять наш каждодневный стол.




[identity profile] one-ga.livejournal.com 2019-01-28 09:32 am (UTC)(link)
Не уверена, что на генетическом уровне заложен какой-то набор продуктов. Мне кажется, это не генетика, а скорее доступность (наличие в продаже, дешевизна) каких-то продуктов определяет их использование. Вряд ли макароны - в генах, но если они дешевле гречки и есть в продаже, то их будут есть больше в тяжёлое время. Вряд ли бананы и мандарины - в генах, но если они зимой окажутся дешевле яблок и груш, то будут их есть.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2019-01-28 09:36 am (UTC)(link)
Про "генетический уровень" - это, конечно, метафора. Но действительно уже за сотню-другую лет (4-10 поколений) часто употребляемые продукты становятся нормой национальной кухни. И даже психологически воспринимаются как "свои". И, естественно, эти массовые продукты чаще всего и будут самыми дешевыми, демократичными.

[identity profile] probegavshij.livejournal.com 2019-01-28 09:53 am (UTC)(link)
так они не то что зимой, они и в сезон дешевле яблок и груш. Парадокс

[identity profile] ded-vasilij.livejournal.com 2019-01-28 09:35 am (UTC)(link)
Браво, уважаемый Павел. Еще бы избавиться от эуфемизмов, более точного плевка в рожу унылой и сирой российской дейсвтительности трудно придумать.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2019-01-28 09:45 am (UTC)(link)
Без "эуфемизмов" у нас скоро того... белым медведям на северах про русскую кухню рассказывать можно будет. После отбоя.

[identity profile] breviarissimus.livejournal.com 2019-01-28 09:49 am (UTC)(link)
Навык эзопового языка утеряли мал-мала, за 30 лет расслабились. "Его же, ныне, и кулинары приемлютъ" (перефразируя чин "всепьянейшей мессы").

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2019-01-28 09:55 am (UTC)(link)
Не уверен, что надо снова учиться ему. Как-то не создается впечатление, что весь сегодняшний цирк надолго.

[identity profile] one-ga.livejournal.com 2019-01-28 10:36 am (UTC)(link)
Вы думаете, что-то может измениться в ближайшее время? Пока, как мне кажется, меняется только в худшую сторону - так, что уже и не смешно как-то.
Edited 2019-01-28 11:11 (UTC)

[identity profile] ded-vasilij.livejournal.com 2019-01-28 11:15 am (UTC)(link)
Нет ничего более незыблемого и постоянного, чем «временное». (Правительство Александра Федоровича Керенского не в счет, там именно слово «временное» было эвуфемизмом)

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2019-01-28 10:34 am (UTC)(link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] hogzon.livejournal.com 2019-01-28 11:16 am (UTC)(link)
Исторически традиционная кухня Руси, состоящая из блюд, которые почти нигде больше не используются. Или, по крайней мере, не используются в таком виде и форме. Список этот не очень велик, он включает в себя несколько десятков кушаний и напитков, действительно имеющих родословную в сотни, а то и в тысячу лет. Просто, навскидку, перечислим некоторые из них: блины, окрошки, щи, кальи, квашеная капуста, соленые грибы, студень, ветчина, няня, взвары к мясу и дичи, левашники, каши, квас, ставленый мед и т. п.


эээээээ
я или не понял этот отрывок совсем или вы здесь сказали, что ни медовухи ни блины более как в русской кухне нигде не употребляется, что совершенно не так.
или вы что-то другое хотели сказать.
тем более грибы повсеместно употребимы в китаях и япониях, хоть там другие виды съедобных, да и все остальные продукты тоже известны просто называются по другому

вопщем может я что-то не так понял написаное
Edited 2019-01-28 11:24 (UTC)

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2019-01-28 12:18 pm (UTC)(link)
Конечно, нельзя говорить о том, что в русской кухне какие-то особые, нигде больше не встречающиеся продукты или блюда. И репау, и грибы, и пряники готовят во многих странах. Но вот конкретные пищевые технологии (квашение, печь и т.п.) плюс особенности подачи и употребления делают их гораздо более «национальными».

[identity profile] hogzon.livejournal.com 2019-01-28 12:53 pm (UTC)(link)
квашение - вряд ли.
эта фишка была ещё в древнем китае известна, и поговаривают это они придумали
соевый соус и пасты, кстати, продукт квашения
(Во многих традиционных региональных кухнях используются разнообразные методы консервирования: вяление, засолка, маринование, квашение - вики о китайской кухне)

видел видео из латинской америки, где квашеные огурцы в кляре во фритюре жарили, так что там тоже этот продукт известен.

[identity profile] hogzon.livejournal.com 2019-01-28 11:22 am (UTC)(link)
..... Известна привязанность Петра I к ячневой каше


а мне помнится вы говорили о перловой

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2019-01-28 12:13 pm (UTC)(link)
Так и та, и другая - ячменная крупа.

[identity profile] hogzon.livejournal.com 2019-01-28 12:56 pm (UTC)(link)
0_о
ниажидано ))))))))

хотя... то что манка это простая пшеница я тоже довольно недавно узнал

[identity profile] nissets.livejournal.com 2019-01-28 11:42 am (UTC)(link)
мне всегда вспоминается в войне и мире есть описание, как ростовы были у себя в имении и то ли на охоту поехали, то ли еще что то - в общем их соседи подчивали, и там была чудная фраза, что таких вкусных солений наташа никогда до этого не пробавала - надо найти, времени сейчас нет..

[identity profile] nissets.livejournal.com 2019-01-28 11:54 am (UTC)(link)
Русские соленья, каши, и определенная тепловая обработка мяса - типа там жаркое в горшочке - это ОЧЕНЬ полезная еда. Она простая и наверное приедается. Но реально в мире на сегодняшний день ведущие рестораны - типа НОМА в Копенгагене - ориентируются именно на сезональные продукты местного производства. Притом я не говорю, что салат из папайи это плохо - но просто в соленьях тоже нет ничего плохого, и такая в общем то простая еда может быть исключительно и полезной, и питательной. Но для того,чтоб она таковой была, требуется, в добавление к доступу к хорошего качества исходного сырья еще и умение, и понимание, какие продукты как сочетаются и др. А про достоинства квашеной капусты можно диссертацию написать - исключительно полезный продукт. И туда же наверняка можно отнести и моченую бруснику, и клюквенный морс. Органическая пшенка в американском магазине стоит $2.65 за фунт (456 грамм). То есть сам факт того, что еда простая не делает ее плохой. Крестьянская французская кухня - или даже не крестьянская, а простонародная - это очень вкусно. Некоторые кулинарные решения наших предков - и наших в более глобальном отношении - были замечательны.

[identity profile] svetsweet.livejournal.com 2019-01-28 01:04 pm (UTC)(link)
Исторически традиционная кухня Руси, состоящая из блюд, которые почти нигде больше не используются.... перечислим некоторые из них: блины, ветчина, каши, ...

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2019-01-29 09:07 am (UTC)(link)
Опять один сплошной всё пропало. С таким настроением хоть в петлю. Между прочим именно при Путине народ привык к такой экзотике ещё лет двадцать назад как пицца, салат Цезарь, наггетсы и т.д. Другой вопрос, что суррогатов много едим, но тем не менее. Именно путинская эпоха нас приучила даже не к европейской, а к северо-американской кухне и схожему мышлению. Русский мир калька с лозунга мир по американски.

[identity profile] dartrabbit.livejournal.com 2019-01-29 06:50 pm (UTC)(link)
Спасибо, Павел, за ваши посты. Не всегда согласен в вашей позицией, не всегда согласен с вашими мыслями, как и сейчас, но с удовольствием читаю и нахожу много интересного.
По поводу "Только не надо забывать, что в 1989-90-м многие россияне только чудом не дошли до жизни такой.", так дошли чуть позже.
Как раз в 90-е годы "гуманитарка" в школе перешла из разряда забавной и чуть постыдной штуки в необходимую и, чего уж, постыдную вещь.
Как раз в эти времена, моя бабушка, которая по моему мнению прекрасно готовила, проявляла чудеса изобретательности. Несмотря на то что наш рацион почти не отличался от рациона нашей кошки, выяснилось что совершенно банальные продукты можно приготовить бесчисленными способами. И банальная говяжья печень, такая нелюбимая, превращается раз за разом в новое блюдо.
Печень жаренная, печень в сметане, оладья из печени с луком, паштет, тушёная печень с яблоками. Да всего не упомнишь.

Так что с вашим тезисом не согласен, если, как я понял, речь о домашней кухне.
Любая базовая кухня мира - проста. Её разнообразие зависит и(или) от мастерства повара. И в период изобилия вполне обеспеченные люди едят простую столовскую пищу, и в период недоступности многих продуктов можно приготовить интересные блюда, тем более что проще взглянуть на итальянскую кухню из теста, чем на русскую со студнем на ингредиенты которого нет денег.
А деликатесы? А что с ними, они покупаются, а не готовятся, мне кажется это совершенно массовое явление.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2019-01-29 07:05 pm (UTC)(link)
Спасибо за этот комментарий. Всегда приятно, когда есть внимательный и заинтересованный читатель. А что до того, что не совсем согласны, так это нормально. Я в общем и не пытаюсь представить свою точку зрения, как истину в последней инстанции. И кстати, много сам узнаю из комментариев читателей. Это для меня важный и нужный инструмент общения, а где-то даже и учебы. А дискуссия всегда интереснее согласия по всем пунктам.