pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin ([personal profile] pavel_syutkin) wrote2021-01-05 12:00 pm

Как для конфет целый пароход построили

Начало XX столетия – «золотой век» русского шоколада. Отечественные производители наводнили конфетами всю Россию, завоевали престижные международные награды. И спрос был так велик, что еле успевали делать, да развозить.











Один из флагманов «конфетного дела» тех лет – фирма «Жорж Борман». В 1876 году Григорий Николаевич Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения государственного герба на своей продукции. В том же году он открывает первый оптовый склад своей кондитерской фабрики в Апраксином дворе в Санкт-Петербурге, а через два года - оптовые склады в Москве и Нижнем Новгороде. В 1878 году торговая марка «Жорж Борман» на Всемирной выставке в Париже получает первую золотую медаль. Еще две высшие награды она получит на выставке в Париже в 1895 году. И даже в далеком Чикаго оценили продукцию русского кондитера, отметив ее почётным дипломом с медалью.


Но основные трудности с доставкой продукции возникли как раз не за границей, а в самой России. Товар, отправляемый на баржах из Петербурга до Нижнего Новгорода, проводил в дороге 45 дней. И если для леденцов это было не важно, то нежные шоколадные конфеты и печенье теряли свою свежесть. Доставка же по железной дороге обходилась слишком дорого.


И тогда компания сделала неожиданный шаг, начав строительство собственных пароходов. Первый из них «Жорж Борман I» был построен и освящен 5 июля 1912 года. Он мог ходить и по рекам, и осуществлять прибрежное морское плавание. Обладал водоизмещением 150 тонн, и длиной 118 футов (35 метров). Мог брать на борт до 10 000 пудов груза в закрытых трюмных помещениях, специально приспособленных для транспортировки конфет, печенья, шоколада.


При этом теплоход имел малую осадку, что позволяло плавать даже во время обычного обмеления рек. Новое судно всего за 12 дней совершало рейсы от Петербурга до Нижнего Новгорода, проходя по Мариинской системе до Волги. 










На этой старой фотографии – торжественное освящение парохода. Присутствует директор фирмы Георгий Борман (сын владельца), К.П.Буш, другие старшие сотрудники. В числе почетных гостей – начальник санкт-петербургской речной полиции генерал Наумов. 




[identity profile] olgeya-krasa.livejournal.com 2021-01-05 09:33 am (UTC)(link)
Интересно, насколько разительно отличается шоколад начала 20 века от того, что есть теперь?!

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2021-01-05 09:46 am (UTC)(link)
Даже тот, который "теперь", - очень разный. Lindt будет отличаться от "Аленки" настолько же, насколько хороший ремесленный шоколад будет вкуснее Lindt'а. Думаю, что и век назад конфеты были на любой карман.

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2021-01-05 03:15 pm (UTC)(link)
Алёнка просто сладкая конфетка. Ремесленный шоколад ел несколько раз. На ценителям. Мне и Милка более чем, а дорогущий шоколад хорош как заедка к коньяку, но не как сладость.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-05 04:16 pm (UTC)(link)
Настоящий шоколад вообще не сладкий.

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2021-01-05 04:36 pm (UTC)(link)
Слишком много какао.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-05 04:39 pm (UTC)(link)
Не знал, что так бывает.

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2021-01-05 05:44 pm (UTC)(link)
Я уже не люблю шоколад, где какао-бобов выше 70%

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-05 05:47 pm (UTC)(link)
Дело вкуса. Я не люблю сладкий шоколад.

[identity profile] egh0st.livejournal.com 2021-01-06 03:41 pm (UTC)(link)
если есть очень маленькими кусочками, и не сколько есть сколько на языке держать, то шоколад 80% вещь очень хорошая.

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2021-01-06 04:00 pm (UTC)(link)
Я так не могу.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-07 12:07 am (UTC)(link)
95%

[identity profile] dart-vitmort.livejournal.com 2021-01-06 04:05 am (UTC)(link)
Говно эта ваша Алёнка. Будто пластилин жрёшь.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-06 04:23 am (UTC)(link)
У вас богатый гастрономический опыт, я погляжу.

[identity profile] dart-vitmort.livejournal.com 2021-01-06 04:27 am (UTC)(link)
Ну кто из нас в детстве не пробовал пластилин? Осязательные ощущения от Алёнки - один к одному. Даже следы от зубов похожие остаются.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-06 08:10 am (UTC)(link)
Интересный у вас метод осязать предметы.

Продавцы в магазине обуви не возражают?

[identity profile] dart-vitmort.livejournal.com 2021-01-06 08:11 am (UTC)(link)
А обувь мне зачем жрать?

И я предметы вообще-то руками осязаю. Но вы что, в детстве никогда пластилин не пробовали на вкус? Чисто из любопытства?

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-06 08:13 am (UTC)(link)
Вы упомянули осязательные ощущения, оставляющие следы от зубов, не я.

[identity profile] dart-vitmort.livejournal.com 2021-01-06 08:20 am (UTC)(link)
Применительно к пластилину и Алёнке. А не вообще ко всему. Консистенцией Алёнка напоминает пластилин. Да и частично жирностью. В общем, довольно мерзкие от неё ощущения.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-06 08:26 am (UTC)(link)
Соглашусь.

В то же время, не буду врать - в детстве заходила на ура. Другого не знали.

[identity profile] dart-vitmort.livejournal.com 2021-01-06 08:28 am (UTC)(link)
Мне повезло родиться в 1986-м.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-06 08:30 am (UTC)(link)
Да, когда вы обрели способность различать вкусы, можно уже было купить что-либо на ступеньку повыше Алёнки. Пусть и невысокую ступеньку поначалу.

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2021-01-06 07:57 am (UTC)(link)
Но и цена низкая. Не худшая шоколадка. Лучше Вдохновения.

[identity profile] dart-vitmort.livejournal.com 2021-01-06 08:04 am (UTC)(link)
Предпочитаю Альпен Голд. Уж куда лучше по тактильности, да и вкус получше. И вкусов побольше.

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2021-01-06 08:18 am (UTC)(link)
Алёнка не хуже. Но похуже чуть Милки.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-05 04:18 pm (UTC)(link)
Lindt ничем принципиально не отличается от "Аленки". Оба эрзац-продукт.

Только мексиканский. Только настоящий.

[identity profile] anatoliy-121.livejournal.com 2021-01-05 05:45 pm (UTC)(link)
Венсуэльский тоже горький.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-05 05:54 pm (UTC)(link)
Да, до них докатилось влияние ацтеков и майя.

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2021-01-06 07:57 am (UTC)(link)
Что за чушь?! Вы "Аленку" никода не пробовали?

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-06 07:59 am (UTC)(link)
Мы всё ещё про шоколад? Чисто, уточнить.

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2021-01-06 08:04 am (UTC)(link)
Про шоколад. Ну, я понимаю, некоторые снобы считают за шоколад только мексиканскую кустарщину, но это их проблемы.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-06 08:08 am (UTC)(link)
С удовольствием наслаждаюсь своей снобской «проблемой».

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2021-01-06 08:11 am (UTC)(link)
Мне пофиг. К людям с ней не приставайте.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-06 08:14 am (UTC)(link)
Они выбрали вас посланником?

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2021-01-06 08:17 am (UTC)(link)
Я полагаю, что посланником они выберут вас. В смысле - пошлют с такими претензиями.

[identity profile] dr-eburg.livejournal.com 2021-01-06 08:18 am (UTC)(link)
Это их заботы, не мои.

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2021-01-06 08:19 am (UTC)(link)
А кому интересны ваши заботы?! Мне они точно до лампочки.
Edited 2021-01-06 08:22 (UTC)

[identity profile] marcel-duchamp.livejournal.com 2021-01-06 08:23 am (UTC)(link)
Вы затеяли разговор, не я.

И трусливо спрятались за баном.

Бывает.

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2021-01-06 08:27 am (UTC)(link)
Тролль с двумя аккаунтами? Бывает. "Ты их в дверь, они в окно..."
Edited 2021-01-06 08:28 (UTC)

[identity profile] dart-vitmort.livejournal.com 2021-01-06 08:28 am (UTC)(link)
Я пробовал. Как пластилин.

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2021-01-06 08:35 am (UTC)(link)
Я тоже когда-то пробовал. Никакого сравнения с нормальным фабричным шоколадом, чтобы не несли некоторые снобы. Кстати, не так давно купил сдуру (задешево по акции) "шоколад" "Вдохновение". Когда-то нормальный был, я его часто покупал в Москве в советские времена. А теперь стал приближаться к "Аленке", явно не какао, а не пойми что.
Edited 2021-01-06 08:36 (UTC)

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2021-01-05 10:27 am (UTC)(link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] esmarhov-ss.livejournal.com 2021-01-05 03:04 pm (UTC)(link)
Я оставил комментарий у Ольги. Дело в том, что фирма Бормана была Питерская, и она настолько прославилась всякими интересными штуками, что пароход -- это самое незначительное ее достижение. В нашем (!) словаре статья "Борман" примерно в 10 раз больше. Но самое главное, что две фабрики Бормана работают до сих пор -- одна питерская Самойловой и вторая в Харькове, которая делает свой фирменный шоколадно-вафельный «Харьковский торт» с пралине.

[identity profile] p-syutkin.livejournal.com 2021-01-05 04:00 pm (UTC)(link)
Собственно, повод для этого поста - старые фото, обнаруженные мной в "Огоньке" за 1912 год. Так-то, понятно, про Бормана можно рассказывать много.

[identity profile] esmarhov-ss.livejournal.com 2021-01-05 04:50 pm (UTC)(link)
Кстати, этой истории про пароход у меня не было...

[identity profile] chieftain-yu.livejournal.com 2021-01-05 11:20 pm (UTC)(link)

Хм. А какое водоизмещение имеется в виду?

Если полное, то как пароход водоизмещением 150 тонн мог принять 160 тонн груза?
Ведь помимо веса груза весят и сам корпус, машины и механизмы, запасы, экипаж и все такое. И все эту суммарно должно быть равно полному водоизмещению.

[identity profile] 7chocolat.livejournal.com 2021-01-08 06:59 pm (UTC)(link)
Спасибо за интересную историю!