pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin ([personal profile] pavel_syutkin) wrote2021-09-06 11:00 am

Кухня мазохиста: советские школьные завтраки

Если вы мазохист, то это ваша еда. Одним из самых отвратительных школьных ароматов был запах сбежавшего молока. Вообще, если вы хотите вспомнить школьные запахи, вам надо сварить кочан капусты и, чтобы рядом молоко убежало на горячую плиту.











«Вся эта русофобия и вот это все» продолжается на канале Павла Лобкова «Моральный камертон». В ставшей уже знакомой кулинарной рубрике они с Ольгой Сюткиной вспоминают советскую школьную еду. Готовят и едят с разными чувствами и выражениями:


- В нашей школе было много сгущенки, вспоминает Павел, - с сырниками, блинами. А сгущенка прекрасно смотрится на синей советской форме. Потом к пятнам от нее прилипает пыль, грязь. И манная каша с комочками! Она была хороша тем, что мы ее практически не ели. Кладешь комочек в ложку и с оттягом - в Леху. А Леха в тебя, естественно. Поэтому мы очень красивые ходили. Что мы делаем сегодня, Ольга?



- Конечно, школьные котлеты! Будем пытаться их приготовить, потому что сегодня это уже непросто. Все-таки советская котлета была только у нас.


- Потому что такого жесткого мяса тоже не было нигде, кроме как у нас. 


- Вообще-то котлета – это мясо на косточке.


- Очень смешно, когда мы учили «Евгения Онегина» в школе и читали фразу оттуда «залить горячий жир котлет». А ведь Онегин ел те же самые котлеты, что и в нашей столовой, - думали мы. Могли ли советские школьники предположить, что carre d'agneau – самое дорогое мясо, которое тогда вполне возможно привозили из Франции?


- Почему у нас делали котлеты? Причина проста: жесткое мясо, которое размалывали со всеми жилами. И добавляли хлеб. По правилам от 25 до 50%. На практике же содержание мяса в котлетах не всегда можно было обнаружить. Вместо хлеба мы сегодня возьмем сухари. Дома же я предпочитаю подсохшую булку. Почему черствую? Если вы намочите в воде или молоке мягкий хлеб и сожмете его в руке, он останется «комком», клейстером. А вот если вы сделаете это с черствой булкой, то она как губка впитает в себя все соки. В фарше она придаст пышности.  










- А лука сколько? Его же вместе с хлебом тогда клали, не жалея. 


- Для дома я предпочитаю пассеровать лук на сливочном масле, а потом класть в котлеты.


- Ха-ха. Для советской кухни очень характерно понятие «нежность». Нежный салат – это отвратительный салат «Мимоза» с консервированным говном. Никакого сливочного масла в котлеты в столовых не клали. А был кулинарный жир. Он продавался в магазинах в виде огромных страшных брикетов. 


- Был еще такой поварской жир маргагуселин. У него даже был запах жареного лука.


- А вот еще была такая штука, которая называлась подлива? Это что такое?


- Школьная подлива – это мука, поджаренная на жире до коричневого цвета. В нее добавлялась томатная паста, вода, соль, сахар. 


***


- Переходим к пюре. Ребята, картошка, которую мы сейчас показываем, ее мы в СССР не видели. Уже к январю картошка была наполовину гнилая. И во всех этих общественных богадельнях – типа больниц и школ – картошка была в виде вареных слизистых комков. 


- Вспомним, как работников НИИ, студентов гоняли на овощебазы перебирать эту картошку, капусту.


- Да-да, первое, куда ты отправлялся после поступления в университет, это был колхоз. Курс обучения филолога, философа или кого угодно начинался с переборки гнилой картошки. Итак, как делалось пюре? Если отвлечься от искусства Жоэля Робюшона...


- Вареную картошку сливаем, а воду от нее обязательно оставляем. Это ведь будет «школьное» пюре.     


- Главное воспроизвести этот «шмяк» пюре на тарелку. И ложечкой волну сделать сверху. 


- Аккуратно сливаем картошку через сито. Перекладываем ее в кастрюлю и давим, понемногу подбавляя оставшуюся после варки воду. Кусочек маслица положим?


- Ну пускай, сегодня ведь первая школьная неделя. Пусть хоть сначала с маслом поедят. 


- Узнаете консистенцию пюре?










- Во-во, это оно. Жидко-водянистое. С котлетами мы справились. Теперь суп. Главный суп нашей школы – это молочный с вермишелью. Как ни странно, начинаем его готовку с кипячения воды.


- Я вам скажу, что и манную кашу готовили на воде и молоке пополам. Помните характерную синеву в ней? Вот и с супом начинаем с того, что 2-3 минуты варим в воде вермишель. Видите, слитая в сито вермишель начала склеиваться. Это хороший признак, советский. Отправляем ее в кастрюлю со вскипевшим молоком. 










- Да, тот самый вкус. Соленый и сладкий одновременно. Как ни странно, сейчас это не отвратительно. Наверное потому, что это вырвано из контекста. У нас сейчас нет рядом завуча Зои Николаевны, которая орала на нас «Вы все дебилы!» Это все в комплекте должно идти.


- Котлетки попробуйте.


- Это лучше. Хлеба не доложили. 


- Да, увы, какие бы котлеты я ни сделала, в них все время есть мясо. А тогда, похоже, его просто не было.


***


А вас чем кормили в школе?



 

[identity profile] pafbab.livejournal.com 2021-09-06 11:27 am (UTC)(link)
Жрать надо меньше. Одна из базовых проблем современности — излишние думы о жрачке. Чем и пользуются всякие неудавшиеся типа *кулинары* )))

[identity profile] dart-vitmort.livejournal.com 2021-09-06 01:44 pm (UTC)(link)
Ну ты и жри. А нормальный человек получает удовольствие от вкусной еды.
ext_2437088: (плюша)

[identity profile] marzufela.livejournal.com 2021-09-06 11:32 am (UTC)(link)
Выпечка в нашей столовке была знатная! А рецепт пряничных язычков я до сих пор нигде не нашла, так жаль..

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com 2021-09-06 11:38 am (UTC)(link)
Да, со школьной едой было плохо. Впрочем, как и со всем остальным общепитом, за редкими исключениями.

[identity profile] Александр Кайзер (from livejournal.com) 2021-09-07 02:39 am (UTC)(link)
Это ты на плохой еде такое ебало обширное отъел?

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com 2021-09-06 11:42 am (UTC)(link)
У нас школы с этого года массово переходят на новое питание, разработал известный шеф-повар Женя Клопотенко.

Новое меню для школьных столовых представили 24 мая в Киеве. Оно насчитывает 160 позиций. Это и традиционные украинские блюда, такие как полтавский борщ, банош, шпундра, и популярные блюда различных кухонь мира, например пудинг, синабон, лобио и бефстроганов.

Команда Евгения Клопотенко совместно с диетологами, технологами и представителями Минздрава разработала 160 новых рецептов. Рацион — очень разнообразен, поэтому меню будет повторяться не раз в две недели, как это было раньше, а раз в месяц. Уменьшение уровня сахара и соли будет постепенным — будет осуществляться в течение полутора лет, в три этапа. В некоторых блюдах сахара заменят естественными — например, в компоте сладкий вкус будет добавлять изюм. А для детей, имеющих соответствующие показания врачей, предложат специальные безглютеновые позиции.

«Когда-то я собрал 2 тыс. детей и спросил у них, что такое базилик. И только 22% из них ответили, что знают, что это. Осведомленность детей в еде — она на очень низком уровне, — рассказывает Клопотенко. — Потом ко мне приходят в ресторан и спрашивают, что это за странная еда — мол, нам же нужны котлеты, пюре, а больше мы ничего не хотим. Поэтому нам нужно изменить подход детей к питанию, чтобы изменить нацию в целом».

[identity profile] nemojgusar.livejournal.com 2021-09-06 11:49 am (UTC)(link)
«Когда-то я собрал 2 тыс. детей и спросил у них, что такое базилик. И только 22% из них ответили, что знают, что это. Осведомленность детей в еде — она на очень низком уровне, — рассказывает Клопотенко.

Что он хотел сказать? Зачем базилик приплел?

(no subject)

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com - 2021-09-06 12:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] jolenecole.livejournal.com - 2021-09-06 17:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nemojgusar.livejournal.com - 2021-09-06 17:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com - 2021-09-06 12:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com - 2021-09-06 12:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com - 2021-09-06 12:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com - 2021-09-06 12:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com - 2021-09-06 12:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com - 2021-09-06 12:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com - 2021-09-06 13:36 (UTC) - Expand

[identity profile] nemojgusar.livejournal.com 2021-09-06 11:45 am (UTC)(link)
70-e. Котлеты были вполне съедобные, равно как и пюре картофельное, с обязательной лужицей растопленного сливочного масла. Борщ, гороховый суп с гренками. Да, были и сардельки, я их любил. Гречку, рисовую кашу, просто не любил. Остальные каши — ок. Компот из сухофруктов тоже ок. Чай не любил, полюбил в армии...

Выпечка разнообразием не баловала, но сочники все компенсировали.

[identity profile] tessa-vens.livejournal.com 2021-09-06 11:56 am (UTC)(link)
Нас кормили зеленым маслом. Я когда это увидела, сразу же навсегда отказалась посещать школьную столовую. Так и прожила 10 лет на яблоках из дома. А, да, исторический период — середина 90-х.
Edited 2021-09-06 11:57 (UTC)

[identity profile] trippo.livejournal.com 2021-09-06 11:56 am (UTC)(link)
Тут что, филиал Мирович медиа ?

[identity profile] Аксель Перволяйнен (from livejournal.com) 2021-09-06 12:03 pm (UTC)(link)

В местах, подведомственных Минпросвету, вообще плоховато кормили. Например, во всероссийском пионерском лагере "Океан" кормили намного хуже, чем в пионерском лагере "Энергетик" от Минэнерго СССР.

[identity profile] loyal-fr.livejournal.com 2021-09-06 12:11 pm (UTC)(link)
Я ела чаще булочки в школе. Горячее как-то никто не хотел брать. А сладкий чай — так вообще жуть.
(deleted comment)

[identity profile] dart-vitmort.livejournal.com 2021-09-06 01:47 pm (UTC)(link)
А какой смысл было затевать революция ради равенства, если в итоге его не было?
(deleted comment)

[identity profile] nautro.livejournal.com 2021-09-06 12:18 pm (UTC)(link)
1. Лучше питаться в советской столовой, чем в капиталистических ресторанах пальмовым маслом.

2. Русофобия головного мозга - лить помои на страну, на которой паразитируешь.

3. Возить самое дорогое мясо из Франции в Россию во времена Пушкина - что дорогого в мясе останется за месяцы дороги без холодильника.

[identity profile] ded-voevan.livejournal.com 2021-09-06 01:54 pm (UTC)(link)
>>> ... во времена Пушкина ... без холодильника.

Товарищ, а почему Вы решили, что в 19-м веке не было холодильников?

(no subject)

[identity profile] Леонид Костин - 2021-09-06 14:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ded-voevan.livejournal.com - 2021-09-06 14:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] soshenkov.livejournal.com - 2021-09-06 14:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] d4rkmesa.livejournal.com - 2021-09-06 16:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] Леонид Рогов - 2021-09-07 10:24 (UTC) - Expand

[identity profile] nailhosny.livejournal.com 2021-09-06 12:23 pm (UTC)(link)
котлетка с хлебом- 7 коп, сырок- 14коп, кекс, иногда пирожки с повидлом (повидло всё на одном конце) и картошкой (часто сладкой подмороженной) — по 5 коп. манная каша одним куском, можно метать как диск. пюре на воде и без сливочного масла, никаких сгущенок, сосисок — это всё для сраных москвичей. 1970 год.

[identity profile] prosto-vova.livejournal.com 2021-09-06 12:29 pm (UTC)(link)
Одни углеводы на маргарине, красота. Жрите не обляпайтесь.

[identity profile] tasylda.livejournal.com 2021-09-06 12:38 pm (UTC)(link)
75-85, Москва, кормили в школьной столовой вполне пристойно.

Хватит врать!!!!

[identity profile] ded-voevan.livejournal.com 2021-09-06 01:56 pm (UTC)(link)
>>> Хватит врать!!!!

Вот именно! Тогда с какой целью врете?

[identity profile] liberty-nowxxi.livejournal.com 2021-09-06 12:53 pm (UTC)(link)
Нас в Москве — конец 70х, начало 80х — кормили хорошо, а вот вас и Лобкова дустом надо было, дустом!

[identity profile] belo-chka.livejournal.com 2021-09-06 12:53 pm (UTC)(link)
Я 1971 г.р., Минск. Что было в школьной столовой, плохо помню, мне там было противно, деньги сдавала, не ходила, брала с собой бутерброды и яблоки. В саду было намного ужаснее — не пойти есть было невозможно, не ела там, насколько могла, омерзительный садовский запах помню до сих пор — смесь подгоревшего молока, хлорки и мокрой тряпки.

[identity profile] crimea-karelia.livejournal.com 2021-09-06 01:05 pm (UTC)(link)
А вас, чем кормили в школе? — неправильно.
Правильно: А вас чем кормили в школе?
Как пенопластом по стеклу.
Копирайт побеждает, грустно.

[identity profile] artroof.livejournal.com 2021-09-06 01:07 pm (UTC)(link)
Читаю Ваш блог, уважаю профи! Но о чем Вы пишите в этом посте — полная ерунда!

[identity profile] abmtm001.livejournal.com 2021-09-06 01:23 pm (UTC)(link)
Не любила школьное питание за то, что оно было наглухо пресным. Без перца абсолютно. Поэтому брала с собой польский кетчуп, который был существенно острее венгерского. С ним еда была ещё кое-как съедобна. Однокласники удивлялись как я могу есть такую остроту. А могла.
Дочери относятся нейтрально, но не особо любят.

[identity profile] Леонид Рогов (from livejournal.com) 2021-09-07 10:31 am (UTC)(link)
В школу с кетчупом?! Не додумался бы до такого)

(no subject)

[identity profile] abmtm001.livejournal.com - 2021-09-07 10:33 (UTC) - Expand

[identity profile] sova-v-drova.livejournal.com 2021-09-06 01:30 pm (UTC)(link)
Котлет не припоминаю, были ли они? Или стерлись из памяти, как что-то нейтральное, не вызывающее эмоций. Была творожная запеканка, на вид крепенькая и румяная, но растекающаяся во рту противной манной мазью. Была рыба, рыжая, плоская, костлявая, когда давали рыбу — день пропал, никто не мог ее есть. Почти прозрачное какао воняющее тряпками. Чтобы нам сгущенку дали в школе, не могу даже представить себе, в наших краях это был дефицит. Сначала нам нравились булочки, они приятно пахли, были покрыты сладкой помазкой, а потом пришлось увидеть, как делают это блестящее сладкое покрытие, повариха макнула очень грязную тряпку, которой протирала поддоны, в какой-то сироп, и протерла ею булочки. С тех пор булочек не хотелось. Больше всего мы любили сосиски, видимо потому, что их не готовили, не могли испортить уже ничем, и они ничем не воняли. Вообще не понимаю, почему там воняло все время, сейчас даже в самой подозрительной, самой дешевой забегаловке пахнет простой едой, но аппетитно, а в нашей школьной столовой какими-то помоями. И ведь мы не были капризными, росли в годы дефицита, дома носами не крутили, а в школе как-то так ухитрялись все испортить, что поход в столовую праздником не был никогда, даже для вечно голодных, бешено расходующих энергию детей.

[identity profile] maksimvl2020.livejournal.com 2021-09-06 01:37 pm (UTC)(link)
Автор похоже был в какой-то совсем странной школе. Воспоминания о школьной столовой только самые положительные.

[identity profile] xanady.livejournal.com 2021-09-06 01:42 pm (UTC)(link)
Невезуха вам всем, увы...
Мои 12 лет — новый микрорайон при большой стройке. Школа недостроенная, ждём, бутерброды приносим...
Следующий год — половина школы работает, но столовая — это песня про любовь!!!
Вкусно, чисто, перемены хватало по времени, чтобы поесть.

[identity profile] borbacuca.livejournal.com 2021-09-06 01:52 pm (UTC)(link)
да тяжелое детство у ребят было, деревянные игрушки, прибитые гвоздями к полу...... мне так не свезло

[identity profile] Савва Никифорович (from livejournal.com) 2021-09-06 01:54 pm (UTC)(link)
Не знаю,за школьные годы довелось учиться в трёх школах. Подмосковье,Украина,Ю.Урал. Это 70-е и начало 80х. Везде кормили не просто сносно,а вполне даже прилично. И очень доступно.

ТОП: 17:00 (московское)

[identity profile] magict30p.livejournal.com 2021-09-06 02:00 pm (UTC)(link)
Вы попали в Т30P (http://www.t30p.ru) самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 27-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера (http://rating.t30p.ru/?p_syutkin.livejournal.com&p=tops).Image

[identity profile] soshenkov.livejournal.com 2021-09-06 02:05 pm (UTC)(link)
А я вот сегодня таким пообедал, собственноручно изготовленным.

Очень неплохо! Главное мяса, мяса не жалейте! И масла!

Запах социавлистическоцй кухни — это, прежде всего, прогорклый жир, растительный и свиной. И маргарин, маргарин, маргарин.

Page 2 of 4