pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin
Чем отличается русский борщ от украинского? Эти отличия столь существенны, чтобы говорить о разных блюдах? Есть ли вообще что-то общее в различных версиях борща – украинской, русской, польской, белорусской?


У нас с Ольгой Сюткной – есть свой ответ. С ним, а также с мнениями других экспертов знакомит портал eda.ru:

Всеволод Полищук, гастроэнтузиаст, член Клуба галицкой кухни

Никогда не пробовал русского борща, даже, честно говоря, не слышал о таком, хотя пробовал много разных борщей. Теоретически к борщам можно бы отнести русский свекольник с щавелем, но я не слышал, чтобы кто-то из специалистов на Украине или в России так его называл. Тем более что на Украине хорошо знают очень похожее блюдо под названием «холоднык львовский», а это никак не борщ. Ведь в борще что главное? Именно борщ, а это в оригинале — квашенный или подкисленный другим способом (маринование или тушение с лимоном, уксусом, щавелем) свеклы. В большинстве свекольников нет элемента квашения или подкисления свеклы, этим они отличаются от борщей.

Максим Сырников, исследователь традиционной русской кухни, автор книг «Настоящая русская еда», «Настоящие русские праздники» и других

Русский борщ — похлебка из молодых побегов и листьев борщевика, о нем писал автор «Домостроя» на рубеже XVI–XVII веков. Кроме борщевика в борщ добавляли и традиционные русские квашения, например квашеную свеклу. Украинский борщ чаще готовится именно со свеклой, но уже без добавок дикоросов. Он заметно отличается от того борща, что ели в Центральной и Северной России многие столетия.



Сергей Пожар, кулинар-любитель, ресторатор, знаток карпатской кухни

Есть много версий и происхождения названия борща, и того, что такое борщ. Вот несколько из них.

1. Так называются все супы с буряком, то есть со свеклой. Буряк — от слова «бур», бурый, красный.

2. Название — от растения борщевик, по созвучию. Он применялся в пищу повсеместно, но со временем был вытеснен другими овощами.

3. Борщ — суп с продуктами, полученными в результате брожения. Борщ как квас (borş) на молдавском — напиток из отрубей, основа чорбы. Или жур, ржаная закваска, для польского кислого «белого борща» — журека. А также свекольный квас, сыровец, маслянка — подкислители, применявшиеся при готовке борща на Украине.

4. Зеленый борщ — на основе щавеля (по-украински он также называется квасок), с крапивой, лебедой, заправленный сметаной.

И даже если говорить о давних рецептах украинского борща, то это не всегда то, что привык видеть современный человек под этим названием. Есть просто борщ на печеной свекле со свекольным квасом. Есть борщ, приготовленный только из свеклы, перекисшей в бочке при квашении, в него добавляют просо. Есть множество борщей, получивших свои названия и особенности уже в современную эпоху. Свекольный квас, сыровец, — добавка для остроты — был вытеснен томатами. С 1920–1930-х годов борщи стали дополняться картофелем, фасолью, грибами, сладким перцем. Все эти региональные компоненты, как и технологические приемы обработки продуктов, очередность их закладки внесли изменения в украинский борщ. Помимо этих нюансов, есть борщи постные, не постные — на свинине, говядине, баранине, птице (еврейский вариант без заправки сметаной), на карасях. И это все — украинский борщ.

А русский борщ, это щи — шти — со свеклой. Суп из капусты, сваренный на мясном бульоне, — почти борщ, но без свеклы. Добавим свеклу — и получим борщ, то есть свекольные щи. Малая популярность свекольного компонента была в том числе обусловлена тем, что свекла не морозоустойчива. Это и привело к распространению борща в южных регионах, где была и свекла, и капуста, а щей — в северных, где прижилась полноценно только капуста.



Ольга Сюткина, кулинар, автор нескольких книг об истории русской кухни

Это сегодня при слове «борщ» каждый из нас представляет аппетитную тарелку, полную горячего наваристого супа, характерного свекольного оттенка. Но это — завоевание последних пары веков. А до того борщ — лишь термин, в который каждый из народов вкладывал свое понимание. На исторической территории Украины борщ немыслим без свеклы. В Центральной России — это вообще скорее кисловатое блюдо, вкусовой оттенок которому добавляли квашенья: листья борщевика, капусты, — зато свекла (а точнее даже, ее листья) — совершенно необязательный ингредиент. У Даля даже с грибами борщ упоминается. Польский борщ, журек, — так вообще немыслим без закваски на ржаной муке. Это — а не мясо, копчености, грибы или овощи — в нем главное. И что же в этих вариантах общего?

Скорее всего — лишь близкое в славянских языках звучание и логичный в условиях раннего Средневековья рецепт. В который шли все доступные овощи, мясо, а зимой — солонина и квашенья. Другое дело, что на каждой территории эти продукты были свои. Ну, действительно, скажите, зачем где-нибудь под Киевом квасить на зиму листья борщевика или той же свеклы, если ее и так в погребе с осени — навалом. Или класть жестковатую солонину, присыпая ее мукой для навара, если недавно хряка закололи? Но единая славянская территория (пусть и разбитая впоследствии на ряд княжеств-государств) имела еще и языковую общность. Вот и возникали простые названия, понятные и киевлянину, и суздальцу, и новгородцу. Борщ — один из этих терминов. А то, что в российском борще больше от щей, чем от украинского варианта, так это и тогда было понятно.

Но не надо забывать, что и само блюдо эволюционировало. И появление картофеля и томатов — лишь малая часть этого процесса. Гораздо больший вклад в него внесло складывание общероссийской, а позднее — общесоветской кухни. Вот тогда-то возникли в меню каждого ресторана или столовой борщи — украинский, московский, летний, флотский. Украинский — по общепитовской традиции — заправляется толченым салом с чесноком, в московский отправляется мясной набор, в летний идет молодая свекла вместе со стеблями и листьями. А флотский — он самый острый: в него кладут свинокопчености и жгучий перец. Много ли в них от той — исторической средневековой похлебки?

Вот почему спор о борще сродни дискуссиям о первородстве сыра или пельменей, каши или варенья: эти блюда гораздо старше любых сегодняшних наций.


Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2015-08-25 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] historian30h.livejournal.com
Согласен, современные борщи - не русские и не украинские, они пока советские. А дальше хозяйки может быть введут новые овощи какие-то. Я зимой кладу обязательно зеленый горошек. Ведь каждая семья выбирает рецепт под свой вкус, например, мы готовим борщ без капусты, зато кладем очень много свеклы.
Edited Date: 2015-08-25 09:35 am (UTC)

Date: 2015-08-25 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Я в принципе - тоже за эксперименты с едой. Ну, не может один и тот же рецепт существовать столетия без адаптации. Появляются новые продукты, меняются вкусы, ритм жизни. Собственно это всегда и происходило. Это только теперь модно говорить: ах, какую кухню мы потеряли. А она просто менялась из века в век.

(no subject)

From: [identity profile] historian30h.livejournal.com - Date: 2015-08-25 09:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2015-08-25 10:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clust.livejournal.com - Date: 2015-08-25 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2015-08-25 12:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clust.livejournal.com - Date: 2015-08-25 03:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] laskayapiratko.livejournal.com - Date: 2015-08-26 07:50 am (UTC) - Expand

Date: 2015-08-25 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] tuk-blog.livejournal.com
В очерках зафиксирован факт, что хохлы отказывались брать в жёны русских невест, мотивируя тем, что не умеют готовить борщ.

В общем борщ это бурые щи, а со свёклой у нас проблема, всё остальное фантазии и домыслы.
К стати у татар, удмуртов и прочих в книжках борщ национальный суп.

Date: 2015-08-25 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] historian30h.livejournal.com
хохлы отказывались брать в жёны русских невест, мотивируя тем, что не умеют готовить борщ.

--------------
До сталинской культурной революции в деревне любовь практически не играла роли при заключении браков, а вот умение готовить привычную пищу - могло быть важным фактором))

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2015-08-25 09:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2015-08-25 09:44 am (UTC) - Expand
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] sergey_vasilyev сослался на вашу запись в своей записи «Борщ – русский и/или украинский? (http://sergey-vasilyev.livejournal.com/1757143.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Борщ – русский и/или украинский? [...]

Date: 2015-08-25 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] luxs135.livejournal.com
А что такое борщ, от какого слова он произошол?
от слова бурые щи или щи из буряка?

Date: 2015-08-25 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] historian30h.livejournal.com
Хозяйственная книга 1827 г. Трава борща специально кваситься, чтобы зимой готовить щи.

1.jpg


85.jpg


86.jpg

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2015-08-25 10:14 am (UTC) - Expand

Date: 2015-08-25 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] mankuzo.livejournal.com
"У Даля даже с грибами борщ упоминается."
У нас дома чаще всего с сушенами грибами, всем советую.

Date: 2015-08-25 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, наверное, неплохо. Сам не пробовал, поэтому не могу засвидетельствовать :) Надо будет как-нибудь сготовить.

Date: 2015-08-25 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] historian30h.livejournal.com
Хахаха, нашел вам малороссийскую поговорку: «Чтоб борща в глаза не видеть!»))

б1.jpg


74.jpg

Date: 2015-08-25 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Хе-хе. "Жинка грозит ему борщом без сала" - это сильно :))

Date: 2015-08-25 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] laskayapiratko.livejournal.com
На хохлосайтах пишут, что борщ пидуман казаками во время Азовского сидения, осталось выяснить при чем тут Украина тогда.

На картинках какой то треш а не бощ, если честно.
ИМХО борщ разделяется на южный и северный, а не русский нерусский. И мой однофамилец галицкий скорее всего варит борщ по кацапски, все в кучу свалит и варит, варит это хрючево ибо олень северный, чего они в борще понимают.)))
А зажарку и капусту надо класть в конце варки, и сразу огонь выключать. Тогда он будет свежий. Обязательно в зажарке должен присутствовать сладкий перец, и есть особое умение бросать в кастрюлю горькую перчину, так что б она весь аромат пряный отдала , а горечь нет.

Date: 2015-08-25 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Ну, всяких баек вокруг борща придумано много :)) Здесь каждый горазд по-своему. Важно же то, что во множестве регионов и семей борщ действительно считают своим родным блюдом. И знают сотни всяких секретов его приготовления. Так, что скорее всего, дело действительно не в нынешних национальностях - борщ старше и украинцев, и русских, и поляков, и белоруссов. А в территории, где это блюдо обрело популярность.

(no subject)

From: [identity profile] laskayapiratko.livejournal.com - Date: 2015-08-25 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2015-08-25 10:55 am (UTC) - Expand
From: [identity profile] avsokolan.livejournal.com
Капуста в него бросается в самом конце готовки
From: [identity profile] laskayapiratko.livejournal.com
и зажарка в конце, но в следующий раз говорите не на Кубани, а на юге )), это не личное кубанское изобретение, так готовят и с в Волгограде и в Одессе . )))

Date: 2015-08-25 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] historian30h.livejournal.com
Ну вот что нашел самое раннее (1789). Думаю, что борщ имеет малороссийское происхождение, не связанное с травой борщом. В 1789 г. Академия наук это признавала, ну хождение поговорки в Малороссии "чтоб ты борща не видал" также говорит о старом происхождении борща как малороссийского народного блюда.

289 - копия.jpg

Date: 2015-08-25 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
О, спасибо! Действительно важная датировка.

(no subject)

From: [identity profile] historian30h.livejournal.com - Date: 2015-08-25 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irbis-hunt.livejournal.com - Date: 2021-01-15 09:06 am (UTC) - Expand

Date: 2015-08-25 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] solnce-v-kaple.livejournal.com
Мои деревенские бабушки из Владимирской области борщ не готовили, только щи (из свежей капусты летом, серые щи - зимой).

Date: 2015-08-25 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Серые ши - штука фантастическая. На них можно "подсесть" не хуже, чем на борщ.

(no subject)

From: [identity profile] solnce-v-kaple.livejournal.com - Date: 2015-08-25 11:20 am (UTC) - Expand

Date: 2015-08-25 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] valentain fari (from livejournal.com)
В Ростовской области у борща своя специфика, его готовят из особой "борщевой" свеклы, она светлее традиционных венегретных сортов и с большим количеством белых прожилок. Поэтому правильный борщ в этом регионе не имеет такого насыщеного свекольного оттенка как на фото в стартовом посте. И да, как и было сказано выше, очень важен порядок закладки ингридиентов, особенно то, что капуста с зеленью кладутся последними. А вот в "кацапский" борщ капусту кидают первой, даже раньше картошки. Но на юге такое хрючево за борщ не считают.

Date: 2015-08-25 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] laskayapiratko.livejournal.com
Мы вообще свеклу часто не кладем,тока тсссс,))))) про какую то нашу особую боршевую свеклу первый раз слышу, с прожилкамт это просто молодая свекла,так и говорят бурачек
Edited Date: 2015-08-25 01:31 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] valentain fari - Date: 2015-08-25 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] laskayapiratko.livejournal.com - Date: 2015-08-25 02:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valentain fari - Date: 2015-08-26 05:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] laskayapiratko.livejournal.com - Date: 2015-08-26 07:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sofareaster.livejournal.com - Date: 2015-08-26 06:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chieftain-yu.livejournal.com - Date: 2015-08-25 07:12 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Re: БОРЩ И ЩИ

Date: 2015-08-25 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] historian30h.livejournal.com
Спасибо

Date: 2015-08-25 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] tuk-blog.livejournal.com
Бураки вообще-то малороссийского диалекта название, великорусы так не называли и сейчас не называют.
И насколько я помню в малороссийском варианте фасоль добавлять любили, опять же видимо растёт хорошо.
И надо учитывать, что борщ стал именем нарицательным и теперь некоторые любую похлёбку борщом называют, как некоторые любую щами.
Про очерёдность закладки овощей пишут видимо люди не умеющие готовить, либо которые варят баланду, которую сварили, накидав всё в кастрюлю...

Date: 2015-08-25 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] valentain fari (from livejournal.com)
Скорее уж те, кто насмотрелся, какую баланду способны наварить некоторые.

Date: 2015-08-25 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
Спасибо за текст. Очень интересно.

Date: 2015-08-25 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Приходите, здесь порой бывает интересно :))

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2015-11-08 09:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2015-11-09 07:51 am (UTC) - Expand

Date: 2015-08-25 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] clust.livejournal.com

Настоящий крокодид зелёный или длинный? Борщ - распространённый в восточной Европе, суп. Со своими в силу значительной территории и соответственно разного подножного региональными особенностями даже внутри РИ-СССР-РФ. Украинский борщ - один из его вариантов, название которого придумано и устоялось во времена СССР. То есть украинский борщ - это такой русский борщ.

Edited Date: 2015-08-25 02:16 pm (UTC)

Date: 2015-08-25 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Я бы все-таки не стал так резко обозначать - русский/ украинский/польский. Мне кажется что само блюдо "борщ" возникло гораздо раньше возникновения каждой из этих наций. Вы же не думаете, что в X-XII веках существовала "русская нация". А борщ явно уже был.

Date: 2015-08-25 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] tuk-blog.livejournal.com
Если не искажать историю и вопрос задавать правильно, борщ великороссийский или малороссийский, то тогда и обсуждать будет нечего, поскольку и там и тут жили одна народность говорящие на одном языке и исповедующие одну веру...
Различия были, в быте и кухне, но они незначительны и описаны в книгах по восточно-славянской этнографии.

Date: 2015-08-25 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] clust.livejournal.com

Факт, что наименование "украинский борщ" прижилось. Прижили нам. В народе оно не смотря на все усилия скорее с "как", а не "откуда" ассоциируется, но такими темпами...

(no subject)

From: [identity profile] tuk-blog.livejournal.com - Date: 2015-08-25 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prsts.livejournal.com - Date: 2015-08-25 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] azancheeva.livejournal.com - Date: 2023-03-17 07:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-08-25 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] reder63.livejournal.com
Не люблю когда капуста в конце варки бросается. Видимо я настолько привык к щам, что в бульон поперву всегда капусту бросаю. Не нравится мне борщ без капустного привкуса бульона.

Date: 2015-08-25 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] pavel-chirtsov.livejournal.com
У нас это здоровенная миска, а во львовском кафе почему-то маленькая кружечка...

Date: 2015-08-25 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Везде, понятно, свои стандарты. Могу только заметить, что даже в советском общепите в 60-х годах произошло уменьшение стандартной порции "первого". И это, в общем, логично - уменьшились физические нагрузки, новые представления о здоровом питании... А так-то, конечно, отец до сих пор рассказывает про эти порции борща у друзей в Краснодаре в 1960-70-е годы. "Тазики" какие-то одним словом.

(no subject)

From: [identity profile] historian30h.livejournal.com - Date: 2015-08-26 08:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2015-08-26 09:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clust.livejournal.com - Date: 2015-08-25 03:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-08-25 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] tuk-blog.livejournal.com
У нас сегодня как раз варился борщ и я уже 3 тарелки съел.
Я вот с яблоками щи варил недавно (свёклы не было), подглядел, что так варят (борщ) на Украине и сегодня бы положил, но не было, а так бы вкуснее было бы.

Date: 2015-08-25 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] prsts.livejournal.com
девушка одна у вас в каментах писала что-то про казаков. Так у ней был хороший пост о борще. Щас поищу.

Date: 2015-08-25 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, дайте ссылку.

(no subject)

From: [identity profile] prsts.livejournal.com - Date: 2015-08-25 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prsts.livejournal.com - Date: 2015-08-25 06:53 pm (UTC) - Expand

3000-ТОП

Date: 2015-08-26 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] 3000top.livejournal.com
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] slavikap сослался на вашу запись в своей записи «Борщ – русский и/или украинский? (http://slavikap.livejournal.com/9626912.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Борщ – русский и/или украинский? [...]

Date: 2015-08-26 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] tuk-blog.livejournal.com
Интересный видел рецепт борща в одной старинной книге изданной в Кiеве.
Там надо было взять ухи, добавить в неё щей, ещё всякого разного (свёклы) и получался борщ.

Date: 2015-08-27 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] sebast.livejournal.com
Незаслуженно упучщена разновидность борща под названием "пЕрвое"

http://www.anekdot.ru/id/-411600005/

Date: 2017-10-04 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] Ирина Багрянцева (from livejournal.com)
Тут оставили комментарии ростовчане, а я отвечу как готовила борщ моя мама, она родом из терских (Кавказ). Капуста, согласна, кладется под конец, резалась не слишком мелко, шинковала кочан по кругу. Никаких терок с салом, никакого сахара. Чеснок подавался отдельно (вприкусь). Картошка и морковь варились в бульоне целиком. Картошка потом разминалась, морковь резалась не соломкой, а кубиками, так же как и пареная свекла. Томат выбирался самый спелый, мягкий и кидался в бульон тоже целый, потом разминался, кожица отделялась. Еще одна особенность. В зависимости от сезона добавляла не только фасоль, но и гречку. Борщ - основная еда на юге России, поэтому такое большое значение вкусовым качествам супа на 2-й день. Отсюда и немного недоваренная капуста, и не слишком мелкая морковь. Главное - мясо. Обращала внимание на кость. Если на срубе темнота, не брала. От мяса и особая духовитость борща.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

June 2025

S M T W T F S
1 23 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Nov. 11th, 2025 05:16 pm
Powered by Dreamwidth Studios