pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin

Начался пост. И в кулинарном блоге трудно обойти тему постной еды. Вот только не буду я давать советов, что и как готовить. А расскажу-ка лучше, как питались монахи до исторического материализма. 













И поможет мне в этом прекрасная статья из журнала "Наша пища" от 1893 года. 


По новейшим статистическим данным, сообщает она, число всех монастырей в России простирается до 684, именно: мужских - 484 и женских - 200. Монашествующих состоит при них 6.813 лиц мужского пола и 5.769 женского пола; послушников - 4.143, послушниц - 14.199.


Всего, таким образом, 31.000 монашествующих на всю Россию при ее 110 миллионном населении. В одной Московской губернии насчитывается 32 монастыря—мужских и женских. Далее, идут губернии: Новгородская—28 монастырей, Владимирская— 17 монастырей, Вологодская—10 монастырей. Затем в остальных губерниях число монастырей колеблется от 1 до 5 и редко до 10 монастырей.


Монахи — превосходные хозяева и монастырские столовые широко открыты для всякого приходящего в монастырь. Странствующие богомольцы, «паломники», находясь в монастыре, всегда продовольствуются на счет монастыря. Как известно, монахи, поступив в монастырь, отказываются, между прочим, и от потребления мяса. На Востоке, вследствие теплого климата, монахи продовольствуются исключительно растительною пищей. Так, например, на Афоне обыкновенное меню монастырского питания представляют: вареные тыквы или огурцы, козий сыр, арбуз - стол в высшей степени враждебный европейским желудкам.










Мне пришлось ознакомиться с питанием монахов на Валааме и с питанием монахинь в Новодевичьем монастыре в Петербурге.


Еще до поездки на Валаам, однажды летом, в дачной местности, я встретил толпу богомольцев, возвращавшихся с Валаама. Богомольцы — крестьяне шли с длинными посохами в руках и небольшими котомками. Заинтересовавшись ими, я спросил, откуда они?


— С Валаама!


— Ну, что? Хорошо там?


— Хорошо, хорошо! За обедом четыре блюда подают!


— Кормят, значить, хорошо?


— Досыта!..


В то же лето я побывал в Валаамском монастыре и мог проверить впечатления простолюдина касательно питания монахов.


Персонал Валаамского монастыря состоит из 150 монахов и 150 послушников. Кроме того, монастырь нанимает для производства разных хозяйственных работ до 200 рабочих, преимущественно чухон и корелов.










Хозяйство монастыря находится в блестящем состоянии. Во время весеннего и осеннего ледохода, в продолжение нескольких месяцев, отрезанный от общества, от Mиpa, монастырь, по необходимости, озабочивается обзавестись всеми продовольственными продуктами, большинство которых добывает своим трудом, и при том у себя в монастыре—на своем острове.


Кроме церковной службы, монахи сами пашут землю, убирают с поля хлеб, косят траву, занимаются огородничеством и т. п. Летом, во время полевых работ, нередко бывает «общее послушание». Например, весь монастырь выходить на уборку хлеба и т. п. В этом случае, игумен обращается к монахам в такой форме: «На святое послушание, благословляю, вас братия, на покос!


Садоводство и огородничество в монастырях процветают. Благодаря тщательным и неутомимым трудам, монастырь, по части культуры садовых растений, достиг удивительных результатов. При этом не cледует упускать из вида значительную северную широту Валаама, а также и суровый климат. За садоводство и огородничество монастырь имеет несколько золотых и серебряных медалей с разных выставок. Одна из медалей получена за культуру яблок, из которых некоторые весят от 3/4 до 1 фунта. Дыни достигали 7 фунтов, арбузы 20 фунтов, а тыквы 2 пудов.










В продолжение года монастырь расходует для своего продовольствия 10.000 пудов хлеба, большую часть которого он засевает сам. В монастыре — своя мукомольня. Хлеба особенно много идет летом, когда бывает большой наплыв богомольцев. В течение года на Валаам перебывает от 10.000 до 15.000 богомольцев.


Грандиозную картину представляет храмовой праздник монастыря 29 июня, когда стекаются тысячи паломников. Богомольцы, прибывшие на Валаам, живут на иждивении монастыря и ходят на общую братскую трапезу с монахами, которая бывает два раза в день.


Монахи питаются растительной и молочной пищей. Вт понедельник, среду и пятницу пищу готовят на постном масле, а в остальные дни—на скоромном масле. Обед— в 12 часов, ужин - в 8 часов. За обедом подают 4 блюда: 1) ботвинья из огородных овощей, а в постные дни — картофель с огурцами, 2) щи со снетками или соленой рыбой, 3) похлебка, 4) гречневая каша. Черного ржаного хлеба— сколько хочешь. Монахам в кельи выдается порция чаю, сахару и молока.










Монастырская столовая представляет обширный зал, в котором в три ряда расставлены столы. В простенках между окнами изображены святители, в черных монашеских рясах, со свитками в руках, на которых начертаны разные нравственные поучения. Длинные ряды столов вмещают до 500 человек. Для монастырских наемных рабочих имеется особое помещение, в котором две столовых: для русских и чухон. 


На трапезе у монахов, в переднем углу, отведено почетное место для отца игумена. К столу, с левой стороны, привязан колокольчик. По окончании обедни, монахи, послушники и «паломники» разного звания идут в столовую: пока там разносят кушанье, они стоят у дверей столовой. Но вот, наконец, дверь столовой растворилась, и публика чинно, не торопясь идет к столам. Каждый становится, где попало; купец стоить рядом с мужиком и т. д.


Когда все места за столами заняты, наступает тишина, отец игумен подает звонок, и монахи, повернувшись к образам, поют предъобедные молитвы. После молитвы - опять тихо. Игумен снова подает звонок, публика садится на скамейки и приступает к трапезе.










За обедом прислуживают молодые послушники, которые, однако, успевают обедать вместе со всеми. Каждому обедающему положены большие дольки хлеба. В жестяных чашах налит монастырский квась.


Во время постов монахи питаются, главным образом, овощами и грибами. Монахи заготовляют впрок грибов громадное количество, потому что в посты их расходуется по 1 ушату ежедневно. Пища валаамских монахов, однако, для непривычного петербургского обывателя довольно тяжела.


В Новодевичьем монастыре в Петербурге насчитывается до 500 монахинь. Летом монастырь нанимает до 100 огородников и работниц-капорок для работы в монастырских огородах, да в монастырском приюте числится 70 девочек, итого около 700 человек продовольствуются монастырским хлебом.


Каждою отраслью питания заведует монахиня, опытная мастерица по избранной ею специальности. Одна монахиня заведует хлебопекарней, другая - квасной, третья - просвирной, четвертая - кухней и т.д. Есть даже особая пекарня, под названием «крендельной», где пекут крендели.


Монастырская пекарня—обширных размеров. Две громадных «русских печи», отделанных снаружи изразцами, могут вместить в себе до 50 хлебов, которые выпекаются на «противнях», так, что каждый хлеб имеет четырехугольную форму.


Посредине пекарни обращает на себя внимание громадная монастырская квашня, в которую умещается сразу два куля муки, т.е. около 20 пудов. Промесить такую массу теста, конечно, бывает очень трудно: приходится прибегать к помощи особого «ворота», который представляет собою весьма хитроумное приспособление - к монастырской квашне. Представьте себе стоящую на полу квашню высотою около 2 аршин и шириною по диаметру около 1 сажени. Из средины дна квашни подымается вверх деревянная балка, которая верхним своим концом упирается в потолок.







Вид Новодевичьего монастыря со стороны Забалканского проспекта. Санкт-Петербург (фото Матвеева. 1900-е г)



От этой балки в квашне, во все стороны, по разным направлениям, вверх, вниз, вбок и т. д. идут деревянные вилки—мешалки, которые доходят почти до самых стенок квашни. Кроме того, повыше самой квашни, к балке, с четырех сторон, приделаны длинные рычаги: взявшись руками за концы этих рычагов, можно ходить вокруг квашни; от этого ворот, со всею системою «мешалок» придет в круговое движете, и тесто, находящееся в квашне, мало по малу будет «меситься».


Приступая «мешать тесто», обыкновенно 8 монахинь, ходят вокруг квашни и вертят ворот в продолжении 1 часа, сперва в одну сторону, а потом в другую. Из квашни выходит 50 хлебов, весом 25 фунтов в каждом. В родительскую субботу, когда бывает поминовение усопших, монастырь выпекает до 2,000 просфор. В большие праздники хлеб и квас выставляются у монастырских ворот - для прохожих и богомольцев.


Монастырское питание зиждется, главным образом, на растительной пище с прибавкою рыбных и молочных продуктов. Растительная пища кладет некоторый отпечаток на здоровье и вообще на физический организм монахинь: большинство из них бледнолицые, у многих, что называется, ни кровинки на лице; это сообщает их физиономии апатичное, бесстрастное выражение. Впрочем, здесь много значит и «келейный» образ жизни монахинь.


Фото монахов и видов Валаамского монастыря Einar Erici (1930-е годы)




***


Напоминаю, что 28 февраля в 19:00 состоится #meetup Живого журнала, где мы с Ольгой Сюткиной расскажем об истории русской кухни и ее "национальности". 


Все подробности в Афише ЖЖ, где можно зарегистрироваться на эту встречу.




This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

June 2025

S M T W T F S
1 23 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 29th, 2025 10:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios