pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin

Между прочим, именно в эти дни 40 лет назад в Москве проходила Олимпиада. Она стала для советских граждан открытием не только в области спортивных рекордов. Но и в обычных бытовых мелочах, которые для нас, сегодняшних, вроде что-то само собой разумеющееся – пластиковая посуда, соки в картонных упаковках с трубочкой, баночное пиво.











В уличных кафе и на стадионах в пластиковые стаканчики разливали тогда прохладительные напитки – пепси, и невиданную многими фанту. Вообще говоря, некоторые граждане СССР уже были знакомы с ней. Впервые пепси попала к нам еще в 1959 году, когда на промышленной выставке США в Сокольниках тогда еще вице-президент Р.Никсон угощал ею Н.Хрущева. Уже в начале 1970-х была организовала «бартерная» схеме. Пепси стала дистрибьютором советской водки в США, а на вырученную валюту поставляла в Союз концентрат своего напитка. Его разводили газированной водой на местных заводах. Были построены даже новые предприятия в Новороссийске, Евпатории, Полюстрово (Ленинград). А во время самой Олимпиады пепси выпускалась уже на московском заводе в Очаково.


Известный конкурент Пепси – Кока-кола – тоже не дремала. Но единственное, что удалось «протолкнуть» на Олимпиаду – это «фанта», которую тоже начали к тому времени производить в СССР. Первый канал попросил меня рассказать о тех коротких олимпийских неделях в Москве:



Советских граждан во время спортивного праздника поражали маленькие пакеты с соком. Произведенные в Финляндии и разлитые в упаковку тетра-пак, они были снабжены приклеенной пластиковой трубочкой – символом заграничной жизни.


Финны действительно «сделали» общественное питание на этой Олимпиаде. Впрочем, этому предшествовала некая интрига. Мы с Ольгой Сюткиной рассказываем о ней в книге «Непридуманная история советской кухни». А сведения получили «из первых рук» - от бывшего в 1980 году главным кулинаром Москвы (была и такая должность) Александра Васильевича Куприкова: 










– Уже в 1977–1978 годах у нас начинается подготовка к Олимпиаде. На меня ложится полностью разработка меню. Абсолютно никакой литературы, сведений – ничего нет. Пригласили шеф-повара, обслуживавшего в 1976 году Олимпиаду в Мюнхене. Когда он начал говорить все свои тонкости – а в те годы у нас железный занавес, – начальник московского главка общественного питания Н.Ф. Завьялов говорит: «Ребята, какие артишоки, спаржа? У нас продуктов-то таких нет. Убирайте этого немца!» Но начальство решило попробовать. 


В.Ф. Промыслов (председатель Исполкома Моссовета) вызывает Завьялова. Здесь же министр торговли СССР А.И. Струев. Они втроем поехали в Воронежскую область и приказали засеять поле семенами артишоков и спаржи. Потом через некоторое время приезжают посмотреть результаты. Что-то растет. Но ведь спаржа-то нужна, когда она только из земли чуть показалась. А там уже целые кусты. Колхозники хвалятся: «Вот какую мы спаржу Родине вырастили – по пояс будет!» 


Подходят «инкогнито» к трактористу – типа, как дела? «Да ничего. Только покажите мне того «умника», который приказал все поле этими шишками засеять!» Ну, про «умника» – понятно, «русским устным» говорит. Потоптались начальники, переглянулись и пошли. В общем, не задалось все со спаржей и артишоками. «Давайте все это заканчивать, – говорит Завьялов. – Без помощи извне мы просто не справимся». 










В это же время встречаемся в главке с руководством Макдоналдса. А американцы говорят: мы вам сделаем ресторан на 500 мест за 14 дней. Мы вдвоем – я и Завьялов – просто не могли поверить такой фантастике: 


– Этого не может быть. Привезите образцы продукции.


Ну, привезли гамбургеры. Сам глава Макдоналдса г-н Джордж Кохан представляет их нам. Говорю ему: 


– Г-н Кохан, я профессионал. Скажите мне, какие наполнители вы добавляете в мясо? 


– Есть же секреты фирмы, – отвечает он. 


А Завьялов мне уже шепчет: «Если сейчас мы в санэпидслужбу с этой продукцией попадем – до суда дойдет». Так что Макдоналдс тогда не прошел.










Дружественная Финляндия ничего не скрывала и завалила московские прилавки медом в маленьких баночках, сыром «Виола» и колбасной нарезкой. Тогда же в открытой продаже появляется пиво KOFF, произведенное финским концерном Sinebrychoff. Да-да вам не случайно слышатся в этой фамилии русские нотки. Ведь компанию основал в 1819 году российский купец (из города Гаврилов Посад) Николай Петрович Синебрюхов. И вот ведь когда его продукция снова на родине оказалась!


Жалко, что просуществовала эта сказочная система очень недолго. То есть здания – рестораны, кафе, базы и склады – работают в Москве и до сих пор. А вот витрина и апофеоз советского общепита разрушились уже через год-другой.




Date: 2020-07-30 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] valdep.livejournal.com
Полюстрово – это не Ленинградская область, а исторический район в Петербурге (тогда – в Ленинграде), рядом с Охтой.

Date: 2020-07-30 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Извините, поправил. Спасибо.

Date: 2020-07-30 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Да, помню фанту, пластиковые стаканчики и джем в крошечных баночках.

Date: 2020-07-30 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] trym-c.livejournal.com
Фанту еще долго продавали после Олимпиады.
Но вот что странно - делалась она всё хуже и хуже.
Концентрат разбавляли все сильнее и сильнее.
:))))))))))))))))))))

Date: 2020-07-30 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] lost-buddha.livejournal.com
Ну так Фанту же в СССР производили с 1979 года (если не ошибаюсь). А контракт еще раньше был подписан.

Date: 2020-07-30 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, "премьера" была не на Олимпиаде. Я еще в 1979 году фанту пробовал в Москве.

Date: 2020-07-30 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] lost-buddha.livejournal.com
Пытались потеснить на рынке PepsiCo.

Date: 2020-07-30 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] trym-c.livejournal.com
ээээ..... я имел ввиду автоматы - где на 20 коп наливали большой стакан фанты. видел их только в Москве.
Помню как соскочишь с самолета в Домодедово - так сразу Фанту пить... Бодрила здорово.

Date: 2020-07-30 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] lost-buddha.livejournal.com
Тогда много чего было в магазинах. Помню, моя мама восторгалась сливками для кофе в порционной упаковке. А потом, после Олимпиады все резко исчезло. Как в сказке по Золушку, когда часы пробили полночь.

Date: 2020-07-30 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
Насчет "Кока-колы" у вас, боюсь, неверные сведения. Компания утверждает, что была она на Олимпиаде вместе с "Фантой". Я сам отчетливо помню, что покупал в первой половине 80-х "Кока-колу" московского разлива. Был очень удивлен, поскольку до того не слышал об ее существовании. Как и пишет компания, в "нефирменных" бутылках 0.33.
Edited Date: 2020-07-30 11:27 am (UTC)

Date: 2020-07-30 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Не уверен, что это так. Вот NY Times пишет в 1985 году, что Coca Cola лишь тогда получила разрешение на продажу в СССР:

The Coca-Cola Company said today that it had been given permission to sell Coca-Cola in the Soviet Union this year in a deal that breaks Pepsico Inc.'s monopoly on cola sales there. Donald R. Keough, president of Coca-cola, recently completed a week of meetings with Soviet officials in Moscow, working out the details.

Coke is already sold in more than 155 countries. Coke will first go on sale in the Soviet Union through shops that serve tourists, the diplomatic corps and visitors to the Soviet Union, the company said. It said consumers on the Soviet domestic market should be able to buy Coke in Moscow and other cities by summer. Pepsi-Cola, Coke's chief competitor in the soft drink market, has been available in the Soviet Union since 1973. James Griffith, a spokesman at Pepsico's headquarters in Purchase, N.Y., said the company had no comment on Coke's announcement.

Date: 2020-07-30 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] toropyggka.livejournal.com
Эффект Манделы?

Date: 2020-07-30 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
Отличный рассказ.
А вот Пепси я люблю больше Кока, т.к. для меня это вкус детства.

Date: 2020-07-30 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] pure-cotton.livejournal.com
пиши правильно - москвачи

москвичи это на монголо-татарском

Date: 2020-07-30 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] kormiltsev.livejournal.com
Здравствуйте. Прошу о помощи.

Сейчас ищу любую работу, но ничего не находится. Готов на любую подработку.
Одолжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Сейчас в поисках работы, а дома есть абсолютно нечего. :-( От голода почти теряю сознание. Oдолжить просто не у кого.

Если оставите контакты, то я клянусь вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае напишите в личные сообщения свой номер карты или номер телефона. Я верну 100%!

Мой номер карты: 5336 6902 4499 1248

Заранее большое человеческое спасибо.

Date: 2020-07-30 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] anatoliy-121.livejournal.com
Никогда не пил пиво Синебрюхов. Очень захотелось.

Date: 2020-07-31 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] dim dim (from livejournal.com)
Боюсь,будете разочарованы.Финское пиво,как и финскую водку могут употреблять только финны,да и то только в состоянии неконтролируемого патриотизма.То есть,когда ничего получше нет,а выпить хочется.

Date: 2020-07-31 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] anatoliy-121.livejournal.com
Вот не пил пока пиво. Шоколад хороший, водка Финляндия тоже хороша, но дорогая. Финского пива у нас в маркетах пока нет.
Edited Date: 2020-07-31 02:51 pm (UTC)

Date: 2020-08-01 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] dim dim (from livejournal.com)
Вот уж верно,что на вкус и цвет все фломастеры разные.Водка Финляндия,как и любимая финнами Коскенкорва имеет выраженный привкус горелой резины,что является последствием их допотопных технологий в этом деле.Шоколад вероятно Fazer,тоже довольно средний,как по мне,эстонскому Калев традиционно уступает,до швейцарского эталона как до Луны.Но финны-народ суровый,северный,без особых претензий,жизнь воспринимают по-простому,так как большинство-потомственные крестьяне и рыбаки,то есть простые бесхитростные люди от земли,чем,кстати,совершенно искренне очень гордятся и правильно делают.

Date: 2020-07-30 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] alexvagin.livejournal.com
Здравствуйте. Прошу о помощи.

Сейчас ищу любую работу, но ничего не находится. Готов на любую подработку.
Одолжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Сейчас в поисках работы, а дома есть абсолютно нечего. :-( От голода почти теряю сознание. Oдолжить просто не у кого.

Если оставите контакты, то я клянусь вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае напишите в личные сообщения свой номер карты или номер телефона. Я верну 100%!

Мой номер карты: 5336 6902 4499 1248

Заранее большое человеческое спасибо.

Date: 2020-07-30 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] langelino.livejournal.com
меня в лагерь отправили тогда родители, сами ходили на олимпиаду, покупали разное всякое, мне привозили, а главное рассказывали. все это казалось чем то из другой вселенной. а муж работал на тех обеспечении олимпиады, еще больше потом мне рассказывал.
все в принципе такая ерунда, но в ссср ничего этого не было.

Date: 2020-07-30 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] heckfyyyyy.livejournal.com
Москвичи, блин, совсем разбогатели. Никто банки с бутылками не подбирает, а ведь совсем недавно дрались за них и за территории. Мне особенно нравилось, как какая-нибудь столетняя старушенция, поставив банку на асфальт, молодецки сплющивала ее ударом каблука.

Date: 2020-07-30 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] heckfyyyyy.livejournal.com
Из-за коронавируса Московский бюджет недополучил 500 000 000 руб (1\6 от бюджета прошлого года). Однако замена новых бордюров на новые продолжается. Как говаривал Маяковский: Если новые бордюры меняются на новые, значит, это кому-то нужно. Не отправить ли его к Фургалу?

Date: 2020-07-31 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dim dim (from livejournal.com)
1.Они втроем поехали в Воронежскую область и приказали засеять поле семенами артишоков и спаржи.
2.Потом через некоторое время приезжают посмотреть результаты.
--------------
Картина вырисовывается совершенно нереальная.Между первым и вторым должны были быть подключены как минимум несколько организаций,в том числе и КГБ.Не могли колхозники просто так взять и получить семена артишоков и спаржи да еще и не знать,что потом с ними делать,как сажать,как растить и прочее.
Это все постсоветские байки,бывшие советские руководители их весьма любили травить перестроечным и последующим поколениям недалеких журналистов.
В СССР не было и быть не могло в соответствующем количестве подобного посадочного материала,получение зарубежного-это весьма длительный процесс ,длящийся годами.Короче полный бред эта история с колосящимися кустами артишоков и спаржи.

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

February 2025

S M T W T F S
      1
23 4 567 8
9 101112 13 14 15
16 17 1819 20 2122
232425262728 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 08:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios