pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin
Вот и наступила Масленица — праздник, справедливо считающийся одним из самых «кулинарных» во всем году. Блины, блины, блины! Пшеничные, гречневые, овсяные, пшенные, заварные, дрожжевые… Мы говорим «Масленица», подразумеваем «блины». Эти радостные дни издавна пропитаны их вкусным запахом. Вот и мы не должны пропустить ни одного дня из этой короткой недели.

Илл 4

Раньше, пишут в старых книжках, в воскресенье накануне сырной недели «старшие в семье женщины выходили на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и, призывая месяц выглянуть в окно и подуть на опару, приготовляли ее из снега»[1].

А уж как ели блины в старину! Вот сами почитайте. Это отрывок из книги известного русского ученого-этнографа А.В.Терещенко:

Скан 1

Кстати, если вы обратили внимание, настоящие русские блины – гречневые. Это сегодня все мы привыкли делать их из пшеничной муки, а раньше ее использовали нечасто. Что, в общем, легко объяснимо: даже белый ситный хлеб был скорее праздничным угощеньем.

Ну и, конечно, привычная ассоциация – «к теще на блины». Откуда она? Дело в том, что на Руси у молодых семей, которые отделились от родителей после свадьбы, действительно была такая традиция. Тещи учили дочек печь блины. Заранее припасались все необходимые принадлежности: таган, сковороды, половник и кадушка для опары. Тесть должен был принести мешок гречневой муки и коровье масло. Приглашение тещи считалось за великую честь. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к возможной вражде между ним и тещей.

Скан 2
Впрочем, не следует считать, что блинная традиция на масленицу существовала на Руси повсеместно. Вот что отмечает та же Екатерина Авдеева (известный русский кулинар XIX века). «Не знаю, почему не вошли в употребление гречневые блины в Сибири, но только там их почти не знают, а пекут на масленице тонкие, молочные блины, аладьи, пряженики, и прежде, почти в каждом доме, кто только имел состояние, пекли хворосты, род пирожного»[2].
Илл 2


Кстати говоря, это неожиданное для сегодняшнего дня наблюдение делает не только она. Конечно, блины на Руси существовали давно. Другое дело, что именно как масличное угощение они использовались далеко не всегда. Скажем больше: нет никаких письменных указаний на это до XVI века. То есть была и масленица, были и блины. Но вот вместе они тогда как-то не сходились. Именно об этом можно, в частности, прочесть у знаменитого русского историка Николая Костомарова (1817—1885):
Костомаров


Скан 3


Так, что и известный всем «Домострой» (середина XVI века), и гораздо менее популярная «Роспись царским кушаньям» (1610-13 года) – все это обходилось без «блинных» ассоциаций на масленицу. И тому есть простое объяснение. Дело в том, что изначально на Руси, как и во многих других странах мира, Новый год – был весенним праздником. По древней традиции, он издавна праздновался в начале марта.
Иван III


И в этом смысле языческая масленица (или комоедица, как она называлась тогда) просто предшествовала ему. Так на Руси продолжалось примерно до конца XV века, когда в 1492 году Великий князь Иван III, дедушка Ивана Грозного, одобрил постановление Церковного собора о переносе Нового года на 1 сентября.

Илл 3


Одновременно церковные власти учредили вместо языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. Даже сам термин «масленица» возникает лишь в XVI веке. Период проведения древнего славянского праздника сократился до одной недели. И она оказалась передвинутой в первую неделю облегченного поста, носившую в церковном календаре название «сырной» или «мясопуста», предшествуя времени Великого Поста.

Илл 5

Таким образом, церковь, с одной стороны, «победила языческие суеверия». А с другой, — сохранила народную традицию накрывать обильные столы со всевозможной снедью. Употреблять в пищу большое количество разнообразной молочной пищи: сметаны, сливок, творога, коровьего масла, молока, а так же яиц, рыбы, различных круп, пирогов, блинов.

После этого масленица полностью превратилась в христианский  религиозный праздник. А ее название стало соответствовать православному обычаю: мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые. Вот Ольга Сюткина и напекла для вас блинов!
Илл 6

[1] Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. СПб., 1899. С.21.
[2] Авдеева К.А. Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842. С.120.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

За Блины!

Date: 2014-02-25 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] nikolay-suslov.livejournal.com
Спасибо за экскурс!)
Очень впечатлило! Забрал "в работу". ЗафрендилЪ. Ничего?
С широкой Масленицей!
Будьте здоровы, ЖЖивите богато!
Заходите на чай с блинами к старому солдату!
С уважением и надеждой, Ваш друг Не Брежнев.

Re: За Блины!

Date: 2014-02-25 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
С праздником! Будем друзьями.

Ну, за ДруЖЖбу!

From: [identity profile] nikolay-suslov.livejournal.com - Date: 2014-02-25 10:51 am (UTC) - Expand

Re: Ну, за ДруЖЖбу!

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2014-02-25 10:53 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-25 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] dgordgi.livejournal.com
Масленица, Весна:) еще бы погодка не подкачала))

Date: 2014-02-25 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Все будет хорошо!

Date: 2014-02-25 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Спасибо! И вам радости!
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] baburkazp сослался на вашу запись в записи «А ведь не было раньше блинов! (http://baburkazp.livejournal.com/23057.html)» в контексте: [...] о вкусной и здоровой пище. С Масленицей всех! Оригинал взят у в А ведь не было раньше блинов! [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] nikolay_suslov сослался на вашу запись в записи «Ай, да Масленица! Ай, да Солнышко! Ай, да Блинчики! Айда! (http://nikolay-suslov.livejournal.com/81034.html)» в контексте: [...] савица! Пусть не ест блины, кому не нравится! Оригинал взят у в А ведь не было раньше блинов! [...]

Date: 2014-02-25 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] betmenrus.livejournal.com
Блины были всегда, и у всех народов, в том или ином виде.. с тех пор как изобрели жернова.
Масленица.. христианство, ню ню.
С наступающим 7022 годом товарищи. )

Date: 2014-02-25 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, ладно вам. Был бы праздник на душе.

Date: 2014-02-25 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] mari-mekko.livejournal.com
Обожаю блины!

Какие блинчики аппетитные, румяные, нарядные! Спасибо, Ольга!
Всех с Масленицей!!!!

Date: 2014-02-25 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
С праздником! Мы блины разные делаем - и толстые, и тонкие. Пшеничные, гречневые, с кокосовой стружкой. А уж есть их можно ... Да с чем только не едим.

Date: 2014-02-25 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] gal9i.livejournal.com
ну хоть что то приятное)) а то негатив достал уже .
И как это мы такую традицию сохранили ))
Всех с весной .
Автору бурные аплодисменты за хороший позитивчик))

Date: 2014-02-25 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Спасибо. А политические страсти и правда слегка утомили. Сделаем перерыв :)))

Date: 2014-02-25 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] top-commentator.livejournal.com
С праздником!

Date: 2014-02-25 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
И вас! Эх, и об'едимся блинами!

Date: 2014-02-25 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] dormidontych-45.livejournal.com
Ух ты, а я и забыл про масленицу. Надо навёрстывать...

Date: 2014-02-25 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Обязательно надо. А то обидно будет потом.

Date: 2014-02-25 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] annakorsa.livejournal.com
Масленица! Слово какое уютное! Наше слово!
Во многих странах есть свои блины, по разному называются, но, на мой взгляд, что масленица - это только наше, родное.
Павел, а все-таки, где же родина блинов? Или это как пельмени - у всех своя родина?

Date: 2014-02-25 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Я думаю, правы те, кто считает блины одним из первых "кулинарных" открытий. Так же, как и лаваш, наверное, первый хлеб, который в том или ином виде (лепешка на раскаленном камне) пекли везде. Так и блины - это такое общее достояние человечества.

Date: 2014-02-25 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] maksfisher.livejournal.com
Пробовал печь гречневые блины- очень сложно. Привычными способами (на сковородке)- практически не возможно перевернуть, без добавления пшеничной муки.
Как рассказывал Максим Сырников, раньше их пекли в печи, где они не требовали переворачивания

Date: 2014-02-25 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
А попробуйте еще и вот так - на французский манер:
http://www.vkusitsvet.ru/recipes/grechnevye-bliny-po-francuzski/

(no subject)

From: [identity profile] maksfisher.livejournal.com - Date: 2014-02-25 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2014-02-25 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maksfisher.livejournal.com - Date: 2014-02-25 10:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kopika.livejournal.com - Date: 2014-02-25 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2014-02-25 01:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-25 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] mama-demokratii.livejournal.com
Раньше не было блинов.Раньше были гири!

Date: 2014-02-25 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, а для настоящих пацанов - позолоченные.:)))

Date: 2014-02-25 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] alina-kara.livejournal.com
Масленица-дело веселое, но блины я терпеть не могу. Тесто, да еще и жареное-нет, увольте. :)

Date: 2014-02-25 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
А вы побольше икры и рыбки на них накладывайте. За этим и теста не почувствуете :)))

(no subject)

From: [identity profile] alina-kara.livejournal.com - Date: 2014-02-25 10:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2014-02-25 10:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alina-kara.livejournal.com - Date: 2014-02-25 10:22 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2014-02-25 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Впереди еще вся блинная неделя - успеете наверстать!

Date: 2014-02-25 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] luna305.livejournal.com
вкусно, но очн калорийно

Date: 2014-02-25 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Ну, вы же не весь год их едите. Потом сгоните калории.

Date: 2014-02-25 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] clust.livejournal.com
То ли раньше мука гречневая была другая, то ли под словом "блин" понималось что-то отличное от сегодняшней практически кружевной тонкости лепёшки. У меня лично стабильно получается только при соотношении 50/50 с пшеничной. Ну, может в руках всё дело, конечно.

UPD Не заметил комментарий выше на ту же тему. Да, если выпекать эдакий лаваш, то не должен поломаться.
Edited Date: 2014-02-25 10:54 am (UTC)

Date: 2014-02-25 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Нет, ну традиционный наш блин, конечно, толстый. А вот, посмотрите тут, как его можно сделать из гречневой муки: http://chekalova.ru/recipe/view.do?id=i1958345
Здесь у Лены вполне себе изящный и не очень толстый получается.
Edited Date: 2014-02-25 10:56 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] clust.livejournal.com - Date: 2014-02-25 10:57 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-25 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] tainstostrov.livejournal.com
С Масленицей!
В блинах есть какая-то загадка: они мгновенно исчезают(( Вот полчаса назад напекла толстую стопку. И где они?

Date: 2014-02-25 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Мед - это такой предмет. Который, если есть, то его сразу нет. Блины - тоже из этой категории.

Date: 2014-02-25 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
отличный рассказ об эволюции разделения Нового года и Масленицы
а то некоторые только о калориях думают

Date: 2014-02-25 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
О калориях тогда не думали. Чего бы поесть искали... Это на праздники пир устраивался.

(no subject)

From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com - Date: 2014-02-25 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2014-02-25 11:52 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-25 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] chereisky.livejournal.com
--- В Курске блины едят, в т.ч., с маслинами ---
Удивлен, что в 1842 маслины были настолько известны и доступны в русской провинции, что Авдеева их упоминает наравне с маслом и сметаной.

Date: 2014-02-25 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, они из Греции поставлялись весьма активно. Ведь даже оливковое масло уже в Москве во времена Домостроя было. Называлось оно тогда "деревянным". С одной стороны, потому что из олив (дерево, хотя и плоды вроде). А с другой - потому что было горьким до безобразия (5-й сорт до нас доходил) и использовалось поэтому в основном лишь в лампадах.

Date: 2014-02-25 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] inversi.livejournal.com
Спасибо за ознакомление с историей и рецептами Масляницы! В нашей семье блины предполагают кружево - это епархия дочки, а Оладьи - это моё...пышечки такие:)) Съедаются с одинаковой скоростью!

Date: 2014-02-25 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Это - обычная история. У меня в семье (моих родителей) тоже всегда делали тонкие блинчики. А Ольга приучила меня к ее традиционным - толстым со сметаной и икрой. Хотя тонкие кружевные тоже делаем. Вот сегодня, к примеру, с кокосовой стружкой ели.

Date: 2014-02-25 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] elalii.livejournal.com
Мой муж и без Масленицы два-три раза в неделю ест блины, мои ест, а вспоминает тёщины)

Date: 2014-02-25 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Вот и молодцы! Мы их тоже не только на масленицу готовим.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] gaoll сослался на вашу запись в записи «А ведь не было раньше блинов! (http://gaoll.livejournal.com/326120.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в А ведь не было раньше блинов! [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] lj_editor сослался на вашу запись в записи «Откуда есть пошёл блин Русский (http://lj-editors.livejournal.com/407168.html)» в контексте: [...] – вот и пекут блины масленые. Вот Ольга Сюткина и напекла для вас блинов! Обсудить в блоге автора [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] rusmarina2007 сослался на вашу запись в записи «Гречневые блины, говорите? – Легко (http://rusmarina2007.livejournal.com/264485.html)» в контексте: [...] стала испытанием для хозяек. Блины! Вот где можно показать мастерство и класс. Мой вчерашний пост [...]
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

February 2025

S M T W T F S
      1
23 4 567 8
9 101112 13 14 15
16 17 1819 20 2122
232425262728 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 06:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios