pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin
«Почему люди пьют и мрут? Да потому что вы решаете проблему не с того конца!» - уверен эксперт по алкоголю, историк русской водки Борис Родионов.
Родионов

По данным последнего социологического опроса ВЦИОМ, 51% россиян даже не пробовали водку. А ведь Россия традиционно считается чуть ли не самой пьющей страной в мире. Так кто прав?

Опросы врут?

- Возможно, этот опрос проводился среди совсем молодых россиян, которые ещё ходят в школу, - говорит Борис Родионов. - А вот чтобы среди взрослых людей был такой результат... Не думаю! Половина россиян не пьёт водку? Возможно! Но чтобы никогда не пробовали - не верю.


Проводись такой опрос в начале ХХ в. - другое дело! Тогда потребление алкоголя в России на душу населения в год, по статистике, было 2,4 л. Да и пили тогда, в прошлые века, совсем другие напитки. У нас сегодня большинство населения уверено, что водка - национальный напиток. Но мы всего лишь около 100 лет пьём этот разведённый спирт, который, в общем-то, и называется водкой. А раньше употребляли совершенно другой напиток, который настаивался на травах и был намного качественнее и вкуснее. Это хлебное вино, его ещё именовали полугар. Он и был нашим национальным напитком.

1


Народ пил простой полугар. По составу и качеству его можно сравнить с хорошей современной самогонкой. А состоятельный класс баловался облагороженным полугаром - его несколько раз перегоняли, очищали всевозможными способами, добавляли травы. 96%-ного спирта тогда ещё не существовало - его научились делать только в конце XIX в. Россия - единственная страна в мире, которая сразу приняла такую технологию: делаем спирт, разводим его водой для мягкости, чтобы горло не цепляло. Вот с 1895 г. у нас и появился такой напиток, как водка.

Царь начал, большевики продолжили, и до сих пор конца и края этому не видно. Потому что водка - это очень дешёвый по себестоимости напиток. Поэтому он делается и будет делаться в больших количествах. Кстати, именно водка может считаться одной из причин того, что потребление алкоголя в России росло более серьёзными темпами, чем во всём мире. Исследования, проведённые в 1990 г., показали: привыкание к водке происходит намного быстрее, чем к виски или коньяку. Известно ведь, что зависимость от чистых наркотиков проявляется быстрее, чем от «грязных». А спирт - это не что иное, как сильнодействующий наркотик, это даже в ­ГОСТах советских было записано. Правда, сейчас это определение исчезло. 
2
Историк Борис Родионов


Я не согласен с тем, что наша страна - самая пьющая. В России действительно пьющее население составляет 25%, максимум 30% от людей, не являющихся убеждёнными трезвенниками. Это они выпивают 50% всего алкоголя в России. В основном это бедные люди, люмпены, те, у кого тяжёлое социальное положение. Но, скорее всего, до этих людей такие опросы про водку не доходят, потому что живут они в деревнях, сёлах - в таких местах, куда не приходят с опросами.

Да, решать эту ситуацию надо. Как и другой вопрос. Сухой закон? Не выход! Он только ухудшит криминальную обстановку в стране. Вспомните Америку 1930-х - в России будет то же самое. У нас царское правительство вводило сухой закон в 1914 г., с начала Первой мировой войны, и продолжался он до 1924 г. - большевики, придя к власти, не стали его отменять. Но толку от него не было - население занималось самогоноварением! Большевики, в конце концов, узрели, что огромные деньжищи текут мимо и что хлеб, который нужен был стране позарез, переводится на самогон. Поэтому власть прибрала алкоголь к рукам, отменила сухой закон и стала производить водку не из хлеба, а из картошки  - так дешевле. А хлеб пошёл на экспорт.

3


Но это раньше. Что делать сейчас? Можно, конечно, теоретически помечтать: вместо питья водки ходите на фитнес, расслабляйтесь там, ходите в сауну, в бассейн... Ну не будут люди этого делать! Тем более в глубинке и тем более те, кто получает по 6 тыс. руб. в месяц. Что нужно делать и что не делает наше государство - это просвещать. Нужно не бежать от алкогольной тематики как чёрт от ладана, а ещё в школе объяснять детям правила обращения с этим достаточно опасным веществом. А наши депутаты уже сходят с ума, не зная, какой бы ещё запрет в этой сфере придумать. Да вы поймите: этот джинн - в буквальном смысле этого слова - был выпущен из бутылки  в XIV в., тогда в мире появился крепкий алкоголь. Случилось так называемое цивилизационное событие, сравнимое с изобретением пороха, атомной бомбы или полётом в космос. Нельзя повернуть время назад и «разизобрести» алкоголь - нам нужно учиться жить с водкой и учить этому других. У нас нет культуры пития. Европейцы пьют колоссальное количество алкоголя, у них потребление его на душу населения намного больше, чем у нас, но они не спиваются, потому что пьют по чуть-чуть за обедом или ужином. Мы же пьём залпом, много - мало пить не умеем. Причём обычно это крепкие напитки. 
4


Вы думаете, бедные слои населения алкоголь в магазине покупают? Ничего подобного! Водка сейчас стала для них недоступным продуктом из-за высокой цены. Их удел - всевозможные суррогаты. И хорошо ещё, если это краденый спирт, который просто разведён с водой. Но чаще всего эти люди потребляют всевозможные растворители, жидкости. Хочется спросить депутатов: вы выпускаете закон о повышении акцизов, но по кому вы бьёте? Вы бьёте по тому классу, который пьёт больше всех, но зарабатывает меньше всех. Пока у нас будет такая масса нищих людей в стране, бесполезно бороться с алкоголем - нужно повышать благосостояние и просвещать народ. А у нас законодатели спрашивают себя: что происходит, почему люди пьют и мрут? Да потому что вы решаете проблему не с того конца! Решение вопроса - создание социальной водки стоимостью 50 руб., которую государству очень легко было бы выпускать. В Америке для такого необеспеченного населения выпускаются литровые бутылки виски за 2 доллара - специально, чтобы люмпены не покупали стеклоочистительные жидкости. Как только государство начнёт выпускать алкоголь по тем же ценам, что и криминал, - всё, палёная водка исчезнет, люди перестанут умирать от отравления в таких количествах. Но криминальное лобби настолько сильно, что, наверное, и людям во власти от него что-то достаётся.

Date: 2014-04-07 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] oren-56.livejournal.com
Сомневаюсь, что с появлением водки за 50 рэ. Пить будут меньше. Ну нет у нас культуры пития и никогда не будет, с этим элементарно надо смириться.
Так же уверен, что введение высоких цен на водку, действительно ведет к снижению употребления алкоголя...

Date: 2014-04-07 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Я, кстати, и сам не очень понимаю взаимозависимости цена/потребление. Впрочем, насколько я понимаю, Борис Родионов говорит не столько о снижении потребления, сколько о дешевой качественной водке. С тем, чтобы хотя бы не травились. А борьба с самим массовым алкоголизмом, естественно лежит в другой плоскости - повышения благосостояния населения, создания других стимулов.

Date: 2014-04-07 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] oren-56.livejournal.com
Полностью с Вами согласен.

Date: 2014-04-07 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] diodonis.livejournal.com
Почему финны перестали погибать от водки?
Освятите, pls

Date: 2014-04-07 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Дело в том, что в каждой стране антиалкогольные меры не могут быть одинаковы. Да, в Финляндии сработало ограничение доступа к алкоголю (меньше магазинов, меньше рабочих часов, до 4 литров в месяц и т.п.) + высокая цена за бутылку. У нас эти меры просто приведут в росту самогоноварения и потреблению суррогатов. Общество немного разное (((

Так что проблема борьбы с этим злом должна было очень комплексная. Что бы она
включала и запреты, и фискальные меры, и образовательную программу, а также создание благоприятной социальной ситуации для молодежи – чтобы молодым людям было чем заниматься. Общественное мнение тоже очень важно.

Date: 2014-04-07 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] diodonis.livejournal.com
А почему у финнов эти ограничения (а их намного больше было) не привели к "росту самогоноварения и потребления суррогатов"?
Они другие? Они не спились хуже русских мужиков (по данным финских статистов)?
Может не умели делать самогон?
Вопросы сложные, я понимаю, но интересно ваше мнение

Date: 2014-04-07 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Ну, смотрите. Маленькая страна - это раз. Все у всех на виду. И как бы там ни говорили, пьянство все-таки рассматривалось общественным мнением как порок. Отсюда осуждение соседей, знакомых. У нас пьяные деревни с полностью спившимся населением - не редкость. Некому там осуждать. А в городах слишком большая текучка, чтобы даже знать своих соседей.

Законопослушность. Если запрещена продажа после 21, значит нельзя. Гнать самогон - нельзя.

Нормальная полиция, не крышующая и т.п. - тут уж без комментариев.

Рост благосостояния, что создает отвлекающие факторы.

Работа с молодежью, вовлечение в социальную жизнь, доступность образования и т.п. В какой-то момент создается "полоса отсечения", когда пьянство становится достоянием лишь старшего поколения. А молодежь - выходит из этого порочного круга.

Наверное, можно еще десяток причин набросать. Но, это понятно, уже к специалистам.


Date: 2014-04-07 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] tainstostrov.livejournal.com
Если водка станет дешевле, то меньше будут пить стеклоочистители и прочие настойки боярышника. Но водку будут пить больше. И умирать станут не от отравления непонятно чем, а от цирроза печени и прочих заболеваний, от которых умирают алкоголики. Только умирание это растянется во времени. И бедные пьющие слои населения успеют перед смертью натворить дел, например, поубивать кого-то в пьяных драках.

Date: 2014-04-07 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Ну, это да. Есть такое мнение. Что, мол, надо просто махнуть рукой на них - "могила исправит". Но, согласитесь, в основу государственной политики его положить невозможно.

Date: 2014-04-07 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] tainstostrov.livejournal.com
А государственная политика, на мой взгляд, вообще должна строиться на том, чтобы людей отвлекать от алкоголя, а не привлекать к нему((

Date: 2014-04-07 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Это, да. Но есть многовековая традиция, от которой никуда не денешься. И, наконец, есть бюджет, который надо наполнять.

Date: 2014-04-07 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] f-l-o-e.livejournal.com
Пусть пьют.

Date: 2014-04-07 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Я тоже достаточно пессимистичен относительно того, что можно отвлечь от этого занятия, тех кто увлекся им. Вопрос здесь, наверное, больше о том, чтобы прекратить постоянное воспроизведение этих привычек в обществе. И в этом смысле цены - лишь малая часть этой задачи.

Date: 2014-04-07 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] f-l-o-e.livejournal.com
Нет, я о том, что стеклоочиститель очищает страну. )
Да и героин с крокодилом помогают ему.

Date: 2014-04-07 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Ну, в какой-то мере это так. Только вы же понимаете, что процесс этот может принять уж очень массовый характер. Как собственно и происходит в малых городах где-нибудь на Урале. Что там, - достаточно журнал Ройзмана почитать http://roizman.livejournal.com/ - волосы порой дыбом становятся.

Date: 2014-04-07 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] f-l-o-e.livejournal.com
Только вы же понимаете, что процесс этот может принять уж очень массовый характер.
____________
Но я не вижу в этом ничего страшного. Людей 7 миллиардов. Гибель даже 100 миллионов особей некого вреда не нанесет.

Date: 2014-04-07 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
К сожалению, нам в России приходится очень сильно заботиться о численности населения. Мы ведь, давайте говорить прямо, страна очень малонаселенная. Так что потеря не то, что миллионов, а и сотен тысяч крайне чувствительна. Да и боюсь, с нравственной точки зрения многие люди не согласятся с вами.

Date: 2014-04-07 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] viatcheslavmih.livejournal.com
Вы же диалог с фашистом ведете. Вы надеетесь его переубедить или образумить?

Date: 2014-04-07 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Полагаете, я не вижу? В этот блог приходят много людей. И мои ответы не всегда предназначены именно конкретным собеседникам. Моя задача не в том, чтобы переубедить кого-то (чаще всего это невозможно), а в том, чтобы заставить задуматься, обнажить какие-то позиции. Вот вы обратили внимание - и это тоже результат, ради которого стоило поднять эту тему. Как видите, она оказалась значительно глубже, чем просто повышение цен на водку.

Date: 2014-04-07 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] viatcheslavmih.livejournal.com
В результате, Вы поощряете недоумков изливать свое дерьмо. В блогах злобы и гадости столько, что становится противно туда и заходить. Ваш блог был для менгя некоторой отдушиной. В последнее время я отказался от некоторых блогов. Сначала они привлекли меня как бы независимостью взглядов. А потом я увидел, что это глухая тенденциозность, привлекающая шизоидов. Надеюсь остаться Вашим приверженцем

Date: 2014-04-08 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Все мы понемногу учимся. Спасибо.

Date: 2014-04-07 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] spit-spb.livejournal.com
Сказка про полугар представляется очень уж сказочной, рекламно-научный труд, пока рекламу алкоголя не запретили, в журналах встречалось. В 19 веке в России, кстати, выводили специальные сорта картошки для винокурения. .
В целом, запрет рекламы, ограничение мест продажи и употребления, вообще административные меры, снижают потребление значительно сильнее повышения акцизов.
Акцизы перевозят рынок из белого в серый, сейчас это очень видно по пиву, мелкие производители отжимают крупных, и это удобный инструмент влияния на конкурентов.

Date: 2014-04-07 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] al391 сослался на вашу запись в записи «Джинн был выпущен из бутылки в XIV веке (http://al391.livejournal.com/7954901.html)» в контексте: [...] и людям во власти от него что-то достаётся. Взято у:http://p-syutkin.livejournal.com/83331.html [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] veseter сослался на вашу запись в записи «Джинн был выпущен из бутылки в XIV веке (http://veseter.livejournal.com/761249.html)» в контексте: [...] и людям во власти от него что-то достаётся. Взято у:http://p-syutkin.livejournal.com/83331.html [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] andreysemenov сослался на вашу запись в своей записи «Крестятся и водку пьют, — ну, значит, русские!.. (http://andreysemenov.livejournal.com/350533.html)» в контексте: [...] , 3 [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] ural_ga сослался на вашу запись в своей записи «Крестятся и водку пьют, — ну, значит, русские!.. (http://ural-ga.livejournal.com/363731.html)» в контексте: [...] , 3 [...]

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

June 2025

S M T W T F S
1 23 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 16th, 2025 07:31 am
Powered by Dreamwidth Studios