pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin
Сегодня в день начала войны мы поговорим не о выдающихся подвигах наших солдат и офицеров. Этих слов будет много и заслуженно. Но есть вещи, которые были не на виду. О которых, в силу их повседневности и неяркости, писали мало. Попробуем компенсировать этот пробел.
Полевая кухня

Вот мы говорим - военные трудности, лишения. Многим из нас сложно понять, а как же все-таки функционировали оборонные предприятия в тот период, чем кормили сотни тысяч рабочих, если все продукты – по карточкам. Ветеран московского общепита Сергей Иванович Протопопов (в 60-е годы - главный кулинар Москвы - была такая должность) рассказал нам это на собственном примере:

Фото 2

«Война меня застала в Москве заведующим производством на крупном авиационном заводе. С продуктами было очень туго и в смену в столовой по рабочим карточкам мяса полагалось только 2,2 кг. Минус кости, минус процент уварки. В результате из килограмма мяса на огромную кастрюлю получалось 460 граммов  готового продукта. Это, конечно, было очень мало.  Поэтому   мы,  работники  общественного питания,   и  соответствующий  институт Минторга (НИИТОП)  пытались  где-то  изыскать  другие   виды продуктов.

Так, была разработана методика выращивания пищевых дрожжей – это по сути дела чистый белок.  Они были крайне необходимы как дополнительные калории и как «вкусовое» вещество. Мы эти жидкие дрожжи упаривали и жарили их на горьком (оно было без карточек) растительном масле. Добавляли туда мороженый лук и овощи. Эти мороженые овощи, лук и картофель    получали  огромными  глыбами по 50-100 кг., оттаивали их и готовили суп.  И  заправляли  их этими обжаренными   дрожжами,   получая и лучший вкус, и дополнительные калории.
Хлебная карточка
В  цехе,  где  чистили  картофель, установили емкость для сбора очисток, из которых делали крахмал. А его, в свою очередь, употребляли для приготовления киселей. Мы получали сульфидированный вишневый сок из Англии в громадных бочках по 200 литров. И на нем готовили кисель. А для того, чтобы он был сладкий, мы в своей пищевой лаборатории организовали выработку сахарина. Это сейчас он считается канцерогенным и запрещен в общественном питании. А в войну его использовали не только для киселей, но и для приготовления витаминного напитка.

Этот напиток мы готовили из хвойных иголок. ОРС посылал в лес машину с рабочими, которые заготавливали еловые ветки. А уже у себя в комбинате питания мы отделяли от них хвою, заливали 3 ведра этих иголок в котле 400-ми литров кипятка и оставляли до утра.  Потом процеживали и заправляли тем самым сахарином. Напиток этот очень понравился рабочим, которые его с удовольствием пили.
Капуста

Для того, чтобы сэкономить большую часть пищевого картофеля, мы предпочитали варить его «в мундире». Дело в том, что при очистке картошки (особенно в осенне-зимний период) в отбросы уходило до 30% его веса. А если этот картофель сварить в кожуре, то отходы составляли не более 5%. Так, что это было тогда крайне необходимо.

Фото из архива МТИПП-
У нас при заводе недалеко от станции Столбы был дом отдыха. По осени туда командировали 5-6 женщин собирать и заготавливать грибы. Они их там солили и пересылали в Москву. Мы также организовали свой сушильных цех для грибов. Там же сушили морковь, лук, петрушку, зелень. Причем сушили не только ту свежую, которую получали из своего совхоза. Но и использовали для этого и получаемые замороженные овощи, коренья.

Солили мы и свою капусту. Специально сделали 15-тонные емкости-бочки, которые были вкопаны в землю. Там мы и солили капусту, утаптывали ее наши женщины-работницы, обутые в новые резиновые сапоги».

Date: 2013-06-22 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
Но всё это на предприятиях - причем на крупных. А тем, кто просто работал в тылу и эвакуированным ("выковыренным", как их тогда называли) было куда труднее.

Date: 2013-06-22 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Конечно. Не надо забывать, что это был авиационный завод, который и снабжался все-таки получше. Просто даже при всем при этом, рацион был достаточно ограничен. И поварам приходилось "выкручиваться", готовя из того, что есть.

Но знаешь, что удивительно. Какую закалку получили эти люди в годы войны. Протопопову было, когда брали у него интервью, 97 лет. А сознание ясное, живое. Хоть и с палочкой, но бегает. По лестнице поднялся, нас опережая. Слышал, единственно плохо. Но это простительно.
(deleted comment)
(deleted comment)

Date: 2013-06-22 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
А не будь войны и лагерей - они бы и до 140 жили?

Date: 2013-06-22 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, действительно. Это какая-то загадка. Ведь рационального объяснения ей нет. То есть, конечно, можно говорить о том, что организм мобилизуется все свои резервы и т.п. Только это ничего не объясняет.

Может быть все проще. После войны прошло уже столько лет, что в живых остались самые стойкие - благодаря хорошей наследственности, здоровью, оптимизму. И видя их сегодня, мы невольно проецируем их жизненную силу на всех ветеранов. Которые, конечно, были очень разные.

Date: 2013-06-22 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
Там что-то действительно есть необъяснимое - они ведь не только лагерниками были.
С одной стороны, Солженицына отправили в Казахстан умирать от рака - а и Молотов с Кагановичем после всех своих тоже немалых хронических страхов и стрессов тоже вон сколько прожили.

Date: 2013-06-22 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Так вот я и говорю. Не принимаем ли мы частное за общее? То есть действительно сильных и доживших до сегодняшнего дня людей - из ветеранов, лагерников, правительства (не важно) - за типичных представителей того поколения?

Ведь во многом это просто естественный отбор: выжили сильнейшие и сегодня, глядя на них, мы думаем - вот какие были наши деды, закаленные в войне! А они были разными...

Date: 2013-06-22 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
ну так, без мистики, и мне проще )
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] altyn73 сослался на вашу запись в записи «Суп из костей: секреты военной кухни (http://altyn73.livejournal.com/301731.html)» в контексте: [...] годы - главный кулинар Москвы - была такая должность) рассказал нам это на собственном примере: [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] yura_falyosa сослался на вашу запись в записи «Сгорел ресторан Люсьена Оливье (http://yura-falyosa.livejournal.com/605958.html)» в контексте: [...] раки. Немногие еще помнили про оливки. Беседуя с ветераном советского общепита С.И. Протопоповым [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] ljtopper сослался на вашу запись в записи «Сгорел ресторан Люсьена Оливье (http://ljtopper.livejournal.com/666185.html)» в контексте: [...] раки. Немногие еще помнили про оливки. Беседуя с ветераном советского общепита С.И. Протопоповым [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] andreysst сослался на вашу запись в записи «Сгорел ресторан Люсьена Оливье (http://andreysst.livejournal.com/545864.html)» в контексте: [...] раки. Немногие еще помнили про оливки. Беседуя с ветераном советского общепита С.И. Протопоповым [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] andreysst сослался на вашу запись в записи «Суп из костей: секреты военной кухни (http://andreysst.livejournal.com/798269.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Суп из костей: секреты военной кухни [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] jjrico сослался на вашу запись в записи «Тарелка — моя личная Болотная площадь (http://jjrico.livejournal.com/78227.html)» в контексте: [...] В том, что увидим незаурядную личностью. И жизнь практически не обманывала нас. Сергей Протопопов [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] hi_again сослался на вашу запись в записи «Тарелка — моя личная Болотная площадь (http://hi-again.livejournal.com/389940.html)» в контексте: [...] В том, что увидим незаурядную личностью. И жизнь практически не обманывала нас. Сергей Протопопов [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] juste_rus сослался на вашу запись в своей записи «75 лет мы едим вкусно и здорово! (http://juste-rus.livejournal.com/229660.html)» в контексте: [...] а позже был главным кулинаром Москвы в брежневские времена. Я не раз писал о нем( к примеру, здесь [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] d_piskov сослался на вашу запись в своей записи «Суп из костей: секреты военной кухни (http://d-piskov.livejournal.com/90177.html)» в контексте: [...] Originally posted by at Суп из костей: секреты военной кухни [...]

Date: 2015-10-18 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] albalili.livejournal.com
Павел, спасибо! Вот уже не в первый раз в поисках интересующего меня материала попадаю в Ваш журнал прямо из гугольного поиска )

Date: 2015-10-18 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Рад, что мои заметки имеют некоторую популярность :))

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

February 2025

S M T W T F S
      1
23 4 567 8
9 101112 13 14 15
16 17 1819 20 2122
232425262728 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 2nd, 2025 09:30 am
Powered by Dreamwidth Studios