pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin

Что такое русское гостеприимство за столом? Мы, пожалуй, и забыли, как это бывает. Между тем, сегодня многие бы сочли эту традицию не столько доброй, сколько безжалостной к гостю. Но в каждом веке – свои привычки.











Александр Иванович Эртель – русский писатель конца XIX – начала XX века. Народнические взгляды сделали его собирателем традиций и привычек крестьян, помещиков, - всей этой отчасти уходящей уже к тому времени натуры. Вот почему его рассказы – просто кладезь привычек русской жизни. Вот, к примеру, написанный про окрестности Кривого Рога (это Екатеринославская губерния, позже Днепропетровск, Днепр) рассказ «Записки степняка» - как раз про это наше гостеприимство. Оцените его размах. И поставьте себя на место гостя – каково это выдержать все это радушие за столом. И ведь отказаться нельзя, хозяйку обидишь:


«— Просим покорно дорогих гостечков хлеба-соли откушать! — церемонно возгласила Устинья Спиридоновна и отдала нам по глубокому поклону.


Мы с подобающей чинностью засели за стол. Обед начался и длился целых два часа.


Уже не помню, с какого блюда начался этот обед. Не могу сказать с точностью и о том порядке, в котором появлялись блюда последующие, им же не было числа. За курятиной холодной следовали гусиные полотки, за ними горячая буженина, потом поросенок под сметаной, и все побывало в желудках наших. Не унывали мы и перед лапшой из курицы, и перед лапшой молочной, и перед супом из потрохов, и перед щами из свежины. Жареный гусь, жареный поросенок, жареная индейка не имели претензий обижаться на нас. Была честь и блинцам, жирным, горячим блинцам с холодною сметаною. Ели и круглый пирог с земляничным вареньем. Кушали и нежные розанки.





Александр Иванович Эртель (1855-1908)

Александр Иванович Эртель (1855-1908)



Изо всей этой массы съедобного как сейчас помню жареного поросенка. Это было какое-то чудо кулинарного искусства. Жирное и белое, как кипень, мясо этого чуда имело какое-то подобие сливок. Дивно зарумяненная корочка так искусно была зажарена, что хрустела на зубах наподобие бисквита. Нежность и сочность, хрупкость, соединенная с мягкостью, и красота как бы наливных и слегка подрумяненных боков — все очаровывало в поросенке. Но этим еще не кончалось. В жирном и горячем нутре его хранилась каша, и что это была за каша! Предварительно поджаренная на сковородке и смешанная с мелко изрубленной гусиной печенкой, она вся насквозь была проникнута вкуснейшей и ароматнейшей влагою. Во рту она таяла…


Буженина тоже отличалась невероятными свойствами. Когда открыли то подобие кастрюли, в котором покоилась буженина эта, то из нее хлынуло нечто до того подмывающе-аппетитное, что вожделения желудков наших напряглись до последней степени.










Но впереди предстояло еще испытание. Перед нами появились кипы тонких ноздреватых блинцов. При виде этих кип у меня сначала настойчиво поднялось было негодование. Но, убежденный хозяйкой, посмаковал я один блин и… оказались не блинцы, а блаженство. Представьте себе тончайшее кружево из нежного подрумяненного теста, насквозь пропитанное душистым сливочным маслом… И вот это-то жирное, жгучее кружево опускалось в холодную, как лед, и густую, как варенец, сметану. Впечатление получалось поразительное. Кипа таких кружев, добравшись до рта и передав подлежащим нервам невероятную смачность свою, казалось, сама собою лезла дальше; а в это время рука, как бы повинуясь инстинктам прожорливого желудка, тянулась за новой кипой.


Ели мы трое. Устинья Спиридоновна не садилась и в том и время проводила, что угощала нас. Но зато угощала мастерски. В лице ее на меня повеяло чем-то как бы древнерусским… В ней действительно было пропасть того, что славянофилы называют исконными свойствами народа русского. Начиная от лица ее, простого, но и в самой простоте своей величавого, начиная от ее незамысловатого костюма из синей китайки и грубых, с медными шпильками котов, все обличало в ней эту исконность. С тягучей и важной интонацией речь ее, пересыпанная образными уподоблениями и бесчисленными пословицами, так и переносила вас в какую-то новгородскую глушь, где в чистоте и неприкосновенности и по сих пор, может быть, цветут еще святорусские идеалы».




Date: 2020-11-27 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] levdvorin-01.livejournal.com
И снова не туда. Само собой платить, ну и что?? Для того и приходят в ресторан. Или только халява сладка? А если это шведский стол с различными деликатесами, как например в 5*, 5* делюкс отелях или на паромах? И тем более, на тех паромах, где еда включена, причём на дорогих паромах? А если я приглашён в дорогой ресторан на банкет? А в Израиле на свадьбах в ресторанах хоть раз бывали? Сначала коктейль с кучей различных столов с изобилием вкуснейших горячих и холодных закусок, потом застолье, как минимум из 4- 5 блюд, а потом десерт с обилием сладких блюд.

Date: 2020-11-27 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] 6vlasovetz55.livejournal.com
... если это шведский стол с различными деликатесами, как например в 5*, 5* делюкс отелях...

Ну, всё, сдаюсь. Убедили.
Но халява тут не при чём, ибо за всё приходится платить.
В Израиле на свадьбе не был, но в воронежском чёрноземном селе был 2 раза. Тётка потом сказала, ну и жрать ты горазд...

Date: 2020-11-27 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] levdvorin-01.livejournal.com
Не причём, то тёща, то тётка.

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

June 2025

S M T W T F S
1 23 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 11th, 2025 03:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios