pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin

Матрешка – вот самое удачное, на мой взгляд, сравнение для советской кухни. Этакая «матрешка», состоящая из многих вложенных друг в друга элементов. Вот и попробуем собрать ее, начав с самой сердцевины. И постепенно, мало-помалу, добавляя новые фигурки и одежки, постараемся сложить единый образ этого явления.

Думаю, не ошибусь, если скажу: как и в любой кухне, в основе кухни советской лежали характерные для нее продукты и рецепты. Возникшая на основе многовековой русской кулинарии, она восприняла весь устоявшийся к началу XX века продуктовый и рецептурный набор. Но приняла его не механически, а пропустив через своеобразное сито. В чем состояла эта селекция? 

• С самого начала из-за идеологических соображений была убрана вся изящная кухня высшего общества. При этом давление на эту часть русской гастрономии было столь велико в первые годы советской власти, что в последующем даже при всем желании властей создать для себя некий аналог кухни высшего света ничего достойного не получилось.

Страницы из книги "Продуктовые нормы обедов, отдельных блюд и прочих изделий общественных столовых" (1928 год)

• Хронический продуктовый дефицит привел к вымыванию многих продуктов. Причем исчезали не только какие-то дорогие, экзотические товары (скажем, каперсы, рябчики или осетрина). На практике порой пропадали даже продукты, входящие в базовую корзину национальной кухни – гречка, масло, речная рыба. 

• Практически полная изоляция от внешнего рынка – главным образом из-за дефицита валюты, к которому позже добавились и идеологические причины. Следствием этого стало исчезновение из продажи всего, что не производилось в СССР, за исключением финских салями, сыра «Виола», югославской ветчины да польских мороженых овощей. Основная же масса закупаемых по импорту продуктов предназначалась для советской пищевой промышленности, которая превращала их в привычные населению кофе почти без кофеина, колбасу почти без мяса, приправы почти без аромата. 

• Появление новых нехарактерных для исторической русской кухни продуктов – кукурузы, океанической рыбы и морепродуктов, крабов, призванных восполнить дефицит базовых продуктов национальной кухни – мяса, речной рыбы, фруктов и овощей. 

• Постепенное сокращение свежих продуктов всех категорий, связанное с хроническими недостатками системы торговли и распределения. Увеличение в противовес этому доли консервов и полуфабрикатов. После того как советская пищевая промышленность освоила технологию томатного пюре и пасты (в 1930-х годах), свежие помидоры практически исчезли из общепитовских рецептов соусов, маринадов, супов и борщей. В эту тенденцию вписывается и массовое употребление готового фабричного майонеза. 

Фото из "Каталога маслобойно-жировой промышленности" (1957 год)

• В связи с уменьшением доли речной рыбы и мяса в питании населения происходило увеличение потребления блюд из круп. Создание новых видов крупяных изделий – крупы «Артек», воздушных и плющеных кукурузных зерен, искусственного саго. Резкий рост доли сначала картофеля, а затем – макаронных изделий в рационе массового питания. 

• Замена естественных кулинарных жиров на их искусственные модификации. Маргарины и другие кухонные жиры полностью вытеснили из общественного питания сливочное масло и изрядно потеснили качественные растительные масла. 

Следующая ступень понимания советской кухни, очередная фигурка матрешки, – это ее рассмотрение в качестве более широкого предмета: не только продуктов, но и типичных поварских приемов, технологии обработки продуктов, типа и характера пищи, норм и обычаев подачи блюд. И уже с этой точки зрения советская кухня представляла из себя гораздо более самобытное явление. Причем это не о том, что я ее хвалю. А лишь о том, что наша кухня XX века имела очень индивидуальный характер, подчас не встречая аналогов в мире. В чем же заключались эти ее особенности?

• Ориентация на общепит придала кухне характер промышленного производства, что привело к потере индивидуального отношения повара к клиенту. А приготовление любого блюда на сотню-другую порций создало соответствующую культуру приготовления и отношения к нему. 

Газета "Рабочая Москва", 11 февраля 1925 года

• Борьба с воровством в столовых и ресторанах привела к унификации рецептов, девальвации поварского искусства, которое заключалось лишь в точном следовании установленным нормами вложениям и рецептурам. 

• Окончательно утвердилось четкое советское меню: салат, суп, горячее, десерт (кофе, компот). Всякие промежуточные типы подачи (горячие закуски, сыры, фрукты) уходили из массовой кухни в избранную гастрономию хороших столичных ресторанов и торжественных приемов. 

• Закуски все больше упрощались до нарезки колбасных изделий, сыров, балыка, рыбных консервов (шпрот, сардин, селедки) и т. п. С исчезновением продуктов естественным образом исчезали такие приготовляемые дома закуски, как ростбиф, буженина, блюда из субпродуктов. 

• Широкое распространение системы заказов на предприятиях и в учреждениях «подрывало» праздничную домашнюю кулинарию, которая все чаще сводилась к нарезке колбас, выкладке на тарелки консервов и замешиванию продуктов с майонезом (оливье, селедка под шубой, мясные салаты). 

• Первые блюда в массовой кухне отходят от национальной исторической традиции. Практически исчезают из массового питания калья, ботвинья. Причем не в силу того, что нет продуктов или сложно приготовить. Просто в какое-то время они не попали в выбранный формат общепита. И наоборот, советское время – это расцвет борщей, рассольников, солянок, супа-лапши. Что, в общем, тоже можно понять – простые доступные продукты, выразительные блюда. Плюс – это еще и способ утилизации остатков неиспользованных в горячих блюдах продуктов, сытность и калорийность. 

• Освоение в быту и общепите национальных блюд (прежде всего Средней Азии и Закавказья) стало мощной тенденцией, несколько девальвированной однако качеством продуктов и незнанием специфических поварских приемов этих народов. Вместе с тем именно кавказская кухня стала при СССР для многих синонимом праздничного стола в силу своей яркости, остроты вкуса и общей экзотичности. 

Грузинские блюда навсегда вошли в советскую кухню. Чахохбили

• Сохранение «живой» русской кухни лишь в быту. И речь здесь идет не о каких-то уникальных блюдах типа няни, коврижек или клюквенного взвара. Именно каши, блины и пироги в массовом общепите готовились из рук вон плохо. Лишь домашняя кухня хранила «бабушкины» рецепты, на деле развивая историческую традицию народа. 

Но самые интересные черты советской кулинарии ждут нас при рассмотрении следующего его «уровня» – социально-культурного и психологического. Действительно, наша кухня – это весомая часть культуры советского народа в XX веке

• Несомненная политизированность советской кухни. Этим она резко отличается от дореволюционной кулинарии, которая никогда не была особенно связана ни с какими событиями политической истории. 

• Эта политизированность стала, в свою очередь, следствием патерналистской роли, которую взяло на себя советское государство. Известно, что Николай II во время всеобщей переписи населения в 1897 году ответил о своей профессии – «хозяин земли Русской». При этом в официальной доктрине «кормильцем» этой земли всегда выступало крестьянство. И только советское правительство приняло на себя роль не только хозяина, но и кормильца. Ответственного за пропитание и счастье всего вверенного ему народа. По существу, это явилось лишь частным случаем всеобщего правила – советская власть считала себя ответственной за все области жизни своих граждан. 

Эту тенденцию очень ярко описал Александр Генис. «Вопреки всем традициям, – отмечал он, – «Книга о вкусной и здоровой пище» трактует кухню не как частное, семейное дело, а как важнейшую функцию правительства». 

• В качестве аргументации вмешательства государства в область питания использовался тезис о научном характере советской кулинарии. Провозглашалось: только врачи и диетологи в состоянии правильно разработать меню и проследить за приготовлением полезных блюд. И только повара государственных столовых и ресторанов – правильно их приготовить и преподнести потребителю. 

Конечно, читатель может возразить: до этого мы, мол, говорили о предметных понятиях – продуктах, блюдах, рецептах, обо всем, что можно было увидеть, потрогать руками и оценить вкус. Действительно, сейчас мы вступили на зыбкую почву мифологизации советской кухни. И чтобы этот ее понятийный уровень стал ощутимее, попробуем разобраться с несколькими вещами. Для начала следует четко уяснить для себя, что никакой единой советской кулинарии не было. И откуда, собственно ей было взяться? Даже многовековая русская кухня и та была пронизана противоречиями. Почему-то до 1917 года в рамках общероссийской кухни спокойно существовали десятки ее подвидов: кухня крестьянская и купеческая, кухня изящных питерских ресторанов и московских трактиров, кухня общепита (в том еще понимании) и домашняя кухня среднего класса, кухня раскольников и православных. Это даже если не принимать во внимание различий в географии (скажем, русского Севера и Дона, Сибири и Полесья), а также наличия огромного количества национальных особенностей. 

Вот почему, когда мы сравниваем два явления – русскую кухню и советское влияние на нее, - мы все больше осознаем преходящее, временное значение последнего фактора. Действительно, какие уж перипетии ни случались с нашей кулинарией за сотни лет – введение христианских постов и мясоедов, монгольское разорение и азиатское влияние, войны и катастрофа начала XVII века, раскол и петровские преобразования, тотальное «офранцуживание» столичной гастрономии и внедрение картофеля, борьба западников и славянофилов, освоение национальных кухонь – всего не перечислить. И ничего, справились. 

Поэтому возвращаясь к «многослойности» советской кулинарии, следует иметь в виду, что это – лишь продолжение тенденции, веками сложившейся в нашей кухне. На наш взгляд, общенациональная советская кухня – это своего рода миф. Это – тот абсолют, к которому стремилась официальная пропаганда. На деле же все равно оставались кухни различных социальных групп. Что-то в них было общее, что-то – лишь на уровне стереотипов. 

Что это были за кухни? Очевидно, что с дореволюционных времен за малым исключением сохранялась крестьянская, деревенская кухня. Те, кто уважал религиозные традиции, бережно пытались сохранить их (а в кухонном домашнем быту с ними не боролись даже в самые суровые годы). Городская кулинария изменилась значительно – за счет внедрения общепита, новых продуктов, подходов к питанию. Но все также прослеживалась социальная дифференциация: питание фабричных рабочих отличалось от стола людей свободных профессий. Кухня для обеспеченной публики формировалась за счет людей, причастных к распределению продуктов или ресурсов, начиная от заведующего продмагом и до министра (и, кстати, еще большой вопрос, у кого из них было более разнообразное и богатое меню). Возвратившиеся домой дипломаты пестовали грустную пародию на европейские деликатесы из подручных продуктов, творческая интеллигенция исподволь тянулась к «купеческим традициям», мелкая номенклатура уважала искаженное и извращенное понимание «высокой» ресторанной моды. 

Каждый советский социальный слой гордился чем-то своим и одновременно общим – ощущением избранности, уникальности в единой советской системе. Другое дело, что не каждый человек понимал всю призрачность этой «роскоши». Вот почему написанный в 1930-х на полном серьезе (!) очерк Павла Нилина, сегодня получает скорее юмористическое звучание: «…бурный рост производительных сил в нашей стране и связанный с ним невиданный подъем культурного уровня людей превращает уже сегодня многие предметы роскоши в предметы первой необходимости. А так как у нас уничтожено паразитическое потребление, предметы роскоши становятся достоянием всего населения. [...] Люди теперь хотят иметь не просто сапоги, но хорошие сапоги, не просто велосипед, но хороший велосипед. Ибо строители Магнитки и Кузнецка, Днепрогэса и Уралмаша, авторы грандиозных вещей имеют право на роскошную жизнь».

И здесь мы подходим к еще одной «невысказанной» черте советской кухни. На этот раз имеющей, скорее, социально-психологический характер. И продукты, и гастрономия были тем самым «маячком», безошибочно позволяющим определить социальный статус собеседника. Гениальная сцена из романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» списана ведь совсем не с гитлеровской действительности 1945 года. Помните, когда Штирлиц оказывается случайно в одном купе с генералом вермахта: «У вас нет коньяка». – «У меня есть коньяк». – «Значит, у вас нет салями». – «У меня есть салями». – «Значит, мы с вами едим из одной кормушки». 

У вас есть салями?

Тема «кормушки» в СССР - это, как в романах про Гарри Поттера, - имя «того, кого нельзя называть». Параллельные (государственной торговой сети) системы распределения продуктов и товаров создаются в конце 1930-х, а уже к концу 1970-х расцветают пышным цветом. При этом они находятся в «серой зоне». То есть о них часть людей знает, многие догадываются, но в деталях все известно лишь избранным. Пресловутые талоны на питание в «кремлевских» столовых на Серафимовича (в Доме на набережной), Рыбном переулке и на Грановского (ныне Романов переулок) охватывают всего 5–7 тысяч человек высших аппаратчиков ЦК КПСС, Совмина, глав министерств и ведомств. Но слава о них идет «по всей Руси великой».

Естественно, что в территориальных обкомах, райкомах и советах создаются аналогичные системы, где «труба пониже и дым пожиже». Сознаюсь, вместе с отцом, входящим в тот «избранный круг», я в середине 1980-х имел возможность посещать эти заведения, издавна получившие название «распределители». Так вот выставленный там ассортимент соответствовал всего лишь сегодняшнему районному столичному магазину. Скажем, на улице Грановского торговля была организована в помещении площадью порядка 300 метров, где в 5–6 комнатах (залами их назвать не поворачивается язык) были представлены, соответственно, колбасы (из микояновского спеццеха и финские салями), видов 15–20 консервов, сырое мясо, молочные продукты, хлеб и бакалея, конфеты, чай, кофе, пиво и винно-водочные изделия (20–30 сортов водок, коньяков, настоек). 

Выгода от пользования таким заведением заключалась в нескольких вещах. Во-первых, там был выставлен пусть и ограниченный, но качественный и стабильный ассортимент продуктов. Главное же заключалось в небольшой хитрости. Цены на эти продукты были зафиксированы на уровне 1930-х годов. Каждый «допущенный» к заведению человек получал на руки книжку с отрывными талонами на сумму примерно 150 рублей в месяц (это – минимум, у министра, скажем, было вдвое больше). На них он мог либо обедать в столовой, либо брать «сухим пайком» продукты в магазине. 

Понятно, что 99 % предпочитало последний вариант. В результате человек приобретал дефицитные продукты по ценам примерно в 2 раза ниже государственных. Что позволяло экономить до четверти зарплаты в месяц плюс не заботиться о питании семьи. Насколько же смешно выглядят эти привилегии «номенклатуры» 1970–80-х годов по сравнению с тайным и явным многомиллионным «пайком» сегодняшних министров! 

Еще одна неотъемлемая социально-культурная черта советской кулинарии – это использование специфической советской эстетики. Кстати, может быть, именно поэтому все советское и вызывает сегодня такую ностальгию, даже у молодежи, не заставшей ничего советского в жизни. Но это – сегодня. А тогда эстетика была мощным инструментом распространения мыслей, привычек, идей. Бесчисленные плакаты и реклама, журнальные иллюстрации и этикетки на продуктах – все это создавало единый фон здорового и рационального питания. Многие уже тогда понимали, что это – своего рода параллельная реальность, имеющая мало общего с социалистической действительностью. Но идеологический напор был силен, этот выдуманный мир создавался всем советским искусством.

Банальный пример фильма «Кубанские казаки» (1950) призван был «сконструировать» некую красивую жизнь, где умные и сильные люди работают в колхозе-миллионере. Где обаятельный председатель в исполнении Сергея Лукьянова, растирая в руке тяжелые колосья пшеницы, идет по бескрайним полям. И соревнуется на ярмарке с другим председателем – Мариной Ладыниной, - у кого богаче товары: гуси и поросята, арбузы и калачи. 

Кстати, обратите внимание. Эстетическая эксплуатация кулинарных образов при СССР была неоднородна по времени. В 1920–30-е годы – это русский авангард, рекламные стихи Маяковского, плакаты в ярком брутальном стиле: «Работница, борись за чистую столовую, за здоровую пищу!», «Долой кухонное рабство!» и другие темы были нацелены не на пропаганду продуктов или пищевых товаров, а на улучшение общего быта и привычек. Именно этот приоритет был главным в работе советских властей. 

В конце 1930-х тональность пропаганды меняется. Фактически до середины 1950-х годов – это апофеоз продуктовой рекламы. Что, в общем, вполне объяснимо. Начала нового быта более или менее привились. А вот другая тема – роль государства в питании населения – стала преобладающей. Правительство и коммунистическая партия – вот настоящие кормильцы народа. А мудро руководимая ими пищевая промышленность – неиссякаемый источник продуктов и товаров. 

Обратите внимание: на каждом плакате обязательно указано ответственное за выпуск товара ведомство.

«Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!» – убеждает нас молодая женщина с самого запоминающегося плаката 1930-х годов работы А. Миллера. В эти годы советские покупатели посредством рекламы знакомятся с множеством новых продуктов: свежезамороженными овощами и рыбой, пастеризованным молоком в стеклянных бутылках, пищевыми концентратами для быстрого приготовления каш, супов, киселей и кондитерских изделий, майонезом, готовыми пельменями, сосисками. 

1960-е годы радикально меняют советскую кулинарную эстетику. Вернее, попросту резко сворачивают ее. Все меньше и меньше рекламы вин, полуфабрикатов, вообще – всей продуктовой линейки. Немногочисленными исключениями становятся усиленно внедряемые властями продукты, призванные сократить наметившийся дефицит всего съестного. При Хрущеве – это вездесущая кукуруза, «царица полей» и источник всего прогрессивного в питании. При Брежневе – океаническая рыба и морепродукты, ставшие в условиях хронического кризиса сельского хозяйства вынужденной альтернативой традиционным блюдам. 

А в 1970–80-е – полная тишина на фронте кулинарной, пищевой эстетики. Изредка прорывающиеся продуктовые мотивы – это либо бесконечная битва за урожай, либо борьба с «несунами» на производстве, либо вымученная критика «вещизма» и мещанства. Этих советских эвфемизмов для простого человеческого стремления к нормальной, обеспеченной жизни. 

Нормальной жизни... А ведь именно это понятие и завершает ту самую загадку советской кухни, над которой мы размышляем сейчас. Оно-то до конца и складывает эту самую матрешку. Наша кухня была одним из элементов пропаганды советского образа жизни. Она была призвана показать, насколько счастливо живется простому человеку в СССР, как питательны и здоровы продукты, потребляемые им, как красив и рационален его быт. 

Два мира, два образа жизни

До какого-то момента это срабатывало. Ведь бытовая часть любого общества – не на виду. И в этом смысле догадываться о том, как там живут и питаются американцы и французы, мог далеко не каждый советский гражданин. Плюс к этому, давайте говорить прямо, очень небольшая часть советского народа рассматривала тогда питание как сколько-нибудь заслуживающую тему для разговора. То есть, пока все с продуктами было более или менее терпимо, проблема не была в центре внимания. И лишь когда тотальный дефицит соединился с разочарованием в общественных идеалах, – вот тогда советская модель и начала проигрывать и терять популярность. 

В конечном итоге именно это соревнование – два мира, два образа жизни, – и похоронило весь советский строй. 

Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2018-01-26 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Your entry Чем же была советская кухня? (https://p-syutkin.livejournal.com/434815.html) was reposted at LiveJournal Media - Чем же была советская кухня? (https://p-syutkin.livejournal.com/434815.html?media)

Date: 2018-01-26 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] well-p.livejournal.com
Вот у нас сейчас нет никаких проблем с продуктами. И деньги есть . А меню большего числа тех же столовых практически не изменилось с советских времен. Да и дома готовят примерно тоже самое, что и раньше. Может СССР тут вообще не причем?
Кстати вы уже забыли - Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй. Вот вроде бы 100 лет прошло и благосостояние советского человека сильно выросло а ананасы и рябчиков по прежнему только буржуи едят.
Edited Date: 2018-01-26 09:09 am (UTC)

Date: 2018-01-26 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Мы как-то сравнивали покупательную способность средней зарплаты рабочего 1913 года и сегодня. Вы удивитесь, они очень близки. Так что на счет "деньги есть" - это иллюзия.

(no subject)

From: [identity profile] well-p.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] well-p.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] renics.livejournal.com - Date: 2018-01-29 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] well-p.livejournal.com - Date: 2018-01-29 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] renics.livejournal.com - Date: 2018-01-29 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] well-p.livejournal.com - Date: 2018-01-29 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] renics.livejournal.com - Date: 2018-01-29 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] well-p.livejournal.com - Date: 2018-01-29 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] renics.livejournal.com - Date: 2018-01-29 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] well-p.livejournal.com - Date: 2018-01-29 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Нина Михайлова - Date: 2018-01-29 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] well-p.livejournal.com - Date: 2018-01-29 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Нина Михайлова - Date: 2018-01-29 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] golodg.livejournal.com - Date: 2018-01-30 05:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22ofmay.livejournal.com - Date: 2018-02-11 01:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Вячеслав Полионов - Date: 2018-01-29 07:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenao.livejournal.com - Date: 2018-01-30 06:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-30 10:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22ofmay.livejournal.com - Date: 2018-02-11 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-02-11 08:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22ofmay.livejournal.com - Date: 2018-02-11 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com - Date: 2018-01-26 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2018-01-26 11:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irsi-ru.livejournal.com - Date: 2018-01-27 06:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] schernov.livejournal.com - Date: 2018-01-26 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rad8.livejournal.com - Date: 2018-01-26 01:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rad8.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artemis-r.livejournal.com - Date: 2018-01-27 02:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com - Date: 2018-01-27 03:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Халит Курмаев - Date: 2018-01-29 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Иван Лузиков - Date: 2018-01-30 11:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catholic-russia.livejournal.com - Date: 2018-01-29 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com - Date: 2018-01-29 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pilot-shalott.livejournal.com - Date: 2018-01-30 11:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgen-kr.livejournal.com - Date: 2018-01-26 10:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter - Date: 2018-01-26 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] extrimbiz.livejournal.com - Date: 2018-01-26 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com - Date: 2018-01-26 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Арсений Иванов - Date: 2018-01-26 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pro-tor.livejournal.com - Date: 2018-01-26 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d4rkmesa.livejournal.com - Date: 2018-01-27 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d4rkmesa.livejournal.com - Date: 2018-01-27 09:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anatoligreen.livejournal.com - Date: 2018-01-29 04:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anatoligreen.livejournal.com - Date: 2018-01-29 04:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tolmy-n.livejournal.com - Date: 2018-01-29 07:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anatoligreen.livejournal.com - Date: 2018-01-29 07:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] efrejtor-osvald.livejournal.com - Date: 2018-01-29 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mike-rocketproj.livejournal.com - Date: 2018-01-29 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] al su - Date: 2018-01-29 07:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
"Возникшая на основе многовековой русской кулинарии"

Вы уверены? По-моему, большая часть советской кухни не слишком была связана с "многовековой русской кулинарией"...

Date: 2018-01-26 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Ну, а откуда взяли все блюда? - Пусть с некоторыми изменениями, они же старые. Продукты - те же (потом добавилось немного новых).

(no subject)

From: [identity profile] ju-88.livejournal.com - Date: 2018-01-26 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hogzon.livejournal.com - Date: 2018-01-26 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ju-88.livejournal.com - Date: 2018-01-26 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artemis-r.livejournal.com - Date: 2018-01-27 02:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ju-88.livejournal.com - Date: 2018-01-27 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Нина Михайлова - Date: 2018-01-29 01:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ju-88.livejournal.com - Date: 2018-01-29 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] weit dart - Date: 2018-01-26 10:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2018-01-26 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] weit dart - Date: 2018-01-26 02:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] weit dart - Date: 2018-01-26 09:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-28 07:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] weit dart - Date: 2018-01-29 09:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-30 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] weit dart - Date: 2018-01-30 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rad8.livejournal.com - Date: 2018-01-26 02:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vyacheslav-f.livejournal.com - Date: 2018-01-29 08:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Нина Михайлова - Date: 2018-01-29 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gfhfvfeyn.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sybearian.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] luxs135.livejournal.com
А что такое ханжа?

Date: 2018-01-26 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Неочищенная, низкокачественная водка. Возможно происходит от китайского слова "ханшин" - китайская хлебная водка. "Семен Иванович раздобыл бутылку ханжи, очищенной нашатырем" (А. Н. Толстой, Похождения Невзорова, или Ибикус).

(no subject)

From: [identity profile] hydrok.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hydrok.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luxs135.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vuchi-tufo.livejournal.com - Date: 2018-01-26 11:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com - Date: 2018-01-26 11:35 am (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] gfhfvfeyn.livejournal.com
Мы в СССР жили так плохо, что еду пытались найти в космосе, свободу - в Арктике, а забвение - в образовании. Сегодня, когда проблем нет, нам не нужен космос, в Арктике можно ковыряться для набивания карманов Миллеру и Грефу, а образование - удел неудачников. Разве что пидоров до сих пор называют пидорами. Черт его знает, почему.

Date: 2018-01-26 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] weit dart (from livejournal.com)
)))

(no subject)

From: [identity profile] Арсений Иванов - Date: 2018-01-26 05:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gfhfvfeyn.livejournal.com - Date: 2018-01-27 05:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Арсений Иванов - Date: 2018-01-27 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gfhfvfeyn.livejournal.com - Date: 2018-01-29 07:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Нина Михайлова - Date: 2018-01-29 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22ofmay.livejournal.com - Date: 2018-02-11 01:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artemis-r.livejournal.com - Date: 2018-01-27 10:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Арсений Иванов - Date: 2018-01-27 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ideagenerator.livejournal.com - Date: 2018-01-29 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turbo-pascal.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gfhfvfeyn.livejournal.com - Date: 2018-01-27 05:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inspectr.livejournal.com - Date: 2018-01-29 04:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Халит Курмаев - Date: 2018-01-29 01:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gfhfvfeyn.livejournal.com - Date: 2018-01-29 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com - Date: 2018-01-29 02:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] astill.livejournal.com
"...эти заведения, издавна получившие название «распределители». Так вот выставленный там ассортимент соответствовал всего лишь сегодняшнему районному столичному магазину. "
Почему-то напомнило у Жванецкого: И магазин не наш. Его специально выезжали снимать, визу оформляли. Редактор сказал, что даже в нарисованном неважный ассортимент и много народу.
И еще: Мы все сейчас постарели, съемка была четыре года назад. Я уже и вид потеряла и мнение изменила. Тогда говорила: <Пьем кофе, едим шоколад>, сейчас говорю, что кофе вреден.

Date: 2018-01-26 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, это еще хорошо описано в его бессмертной юмореске "На складе": http://www.jvanetsky.ru/data/text/t7/na_sklade/

Date: 2018-01-26 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] hydrok.livejournal.com
Насчёт продуктовых заказов: а их ведь было тоже огромное количество видов, для каждой категории граждан свои, со своей номенклатурой продуктов - кому баночка майонеза, кому - сайры, а кому - и паюсной икры. А для некоторых особо полезных граждан - и по своим ценам, не менявшимся с 30-годов. Сталкивался с подобным: https://hydrok.livejournal.com/13444.html

Date: 2018-01-26 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, это верно. Заказы - это тоже была отдельная история. И по составу этих пакетов можно было определить уровень предприятия.

(no subject)

From: [identity profile] hydrok.livejournal.com - Date: 2018-01-26 09:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Нина Михайлова - Date: 2018-01-29 01:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] suddadelo.livejournal.com
Мне иногда приходит в голову, что обсуждать всерьез советскую кухню - все равно, что обсуждать всерьез кухню Бухенвальда или Аушвица - дескать, возникали свои рецепты, оказывалось культурное влияние еврейской и проч. кухни. Что-то общее в этом есть.

Date: 2018-01-26 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Хм... Да, сравнение богатое. Можно, наверное, дополнить его. Кухня потерпевшего крушение круизного лайнера, пассажиры которого оказались на необитаемом острове.

(no subject)

From: [identity profile] aaa1972.livejournal.com - Date: 2018-01-26 11:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pennkoff.livejournal.com - Date: 2018-01-29 09:57 am (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] astill.livejournal.com
Удивительно еще и то, как быстро при отсутствии интернета, да что там! домашний телефон был не у всех, передавались рецепты из рук в руки. Мы всей страной готовили одинаковые салаты, пекли торты, запекали мясо.
И второй момент. Именно в советское время лучшие блюда национальных стали русскими - шашлык, плов, шурпа и т.п. Пусть рецепты адаптированы, но готовили и готовят по ним практически все.

Date: 2018-01-26 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Так это ж целая культура была - кулинарных блокнотиков. У меня от мамы остался. Так сестра по нему до сих пор готовит, и мы частенько перелистываем. "Салат от тети Риммы", "Мясо с дня рождения Филипповых" и т.п. Прекрасный срез культуры и быта.

(no subject)

From: [identity profile] astill.livejournal.com - Date: 2018-01-26 10:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] bookazooid.livejournal.com
Как дальше жидь? Ведь получается, что все что я помню из своего советского детства - ничего этого не было. Ни масла сливочного, ни рыбы ни мяса ни колбасы вкуснейшей... ничего не было. Все матрица?
Товарищ-господин - вы часом не эльф?
Edited Date: 2018-01-26 10:36 am (UTC)

Date: 2018-01-26 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] mad-mortigen.livejournal.com
Конечно врет. В любой советский магазин заходишь - на тебе масло сливочное, рыба красная, мясо всех видов, 300 сортов колбасы, в углу - бочонок черной икры...

(no subject)

From: [identity profile] rhat2017.livejournal.com - Date: 2018-01-26 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com - Date: 2018-01-26 02:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mad-mortigen.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rhat2017.livejournal.com - Date: 2018-01-29 05:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Халит Курмаев - Date: 2018-01-29 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Нина Михайлова - Date: 2018-01-29 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] peppi-ks.livejournal.com - Date: 2018-01-26 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreivyl.livejournal.com - Date: 2018-01-26 02:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] peppi-ks.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rederik shoohart - Date: 2018-01-26 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mad-mortigen.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grave14-wasp.livejournal.com - Date: 2018-01-26 11:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алла Маркова - Date: 2018-01-26 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreivyl.livejournal.com - Date: 2018-01-26 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ideagenerator.livejournal.com - Date: 2018-01-29 10:19 am (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru)! Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2018-01-29 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] grafroitzuhoya.livejournal.com
На Кавказе всегда отличная кухня была овощи,рыба, птица и фрукты.

Date: 2018-01-26 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2018-01-26 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] михаил ровбут (from livejournal.com)
Еще один блогер-срач появился, зарабатывающий очки на антисоветизме! Благо молодняк проверить не может, а деды уже не разоблачат вранье. Более чем достаточно всего было для здорового вкусного питания. Может где-то чего-то и не доставало в деревнях да отдаленных местах, так сегодня там вообще полная жопа при хваленом "хамоновом рае" как и для малоимущих в городах . Лучше разоблачайте то говно, что сегодня ест народ.

Date: 2018-01-29 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] grafroitzuhoya.livejournal.com
Поддерживаю.

(no subject)

From: [identity profile] Халит Курмаев - Date: 2018-01-29 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] михаил ровбут - Date: 2018-01-29 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-30 10:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Халит Курмаев - Date: 2018-01-30 12:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-31 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Халит Курмаев - Date: 2018-01-31 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-31 02:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] ujhjlnfirtyn.livejournal.com
Раньше романтизьм был. Закуска....
Чистота экологическая!

Мясо было из мяса, навоз - из говна... Вот вам и удобрения органицкие

Date: 2018-01-26 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] maxpv1981 (from livejournal.com)
Тонко.
Автор как бы полушёпотом, вкрадчиво, намекнул нам, что плакаты - это обман. Пропаганда, дескать - всё тайное становится явным, как в детской сказке.

Банальный вопрос - а что, в других странах как-то по-другому? Ну, видимо, автор не в курсе - но почему-то берёт на себя смелость сравнивать.
Иногда люди, выросшие на остатках СССР, не знают других дел, кроме выдумывания оправданий, почему же в СССР было плохо.
Что может быть лучше для врага, чем организм, поедающий сам себя? Особенно если организм думает, что совершает благое дело, пожирая "раковые клетки".

Надо отдать честь, автор постарался - подход выполнен тонко.
Только вот с реальностью не стыкуется.
Что-то большинство продуктов на прилавках даже в сравнение не поставишь с продуктами, выпускавшимися "страной пропаганды" _даже_ в период дефицита - потому что производство было так устроено.

Я в ддвухтысячных бывал в Луганской области, где совершенно случайно в среднем супермаркете взял упаковку местного кетчупа, и больше после этого я не пробовал ничего подобного по вкусу.
А какое там варили пиво... Та "Оболонь", что привозили нам в двухтысячных, не имеет вообще ничего общего с тем, что продавалось на Украине. Я привёз с собой две стеклянные бутылки, и все друзья признали, что это лучшее из того, что мы пробовали - а пробовали мы много ))
В 2012-м, когда я последний раз посещал родственников, я не увидел ничего из того, что мне нравилось раньше. Всё заместили HEINZ и иже с ним (даже "Балтимор" попадался), а качественный алкоголь местного разлива почти полностью вытеснен каким-нибудь Nemiroff. Те, кто скажут, что Nemiroff - неплохой представитель "жанра", я могу только посочувствовать. Я, например, пробовал продукцию карачаевского завода "Меркурий", которая, как я понимаю, до наших магазинов и не добиралась.
И это лишь единичные примеры, так как большинство названий качественных продуктов, я к сожалению, уже забыл.
А то вдруг подумают, что я такой любитель алкоголя... :)

Так что, может быть, всё-таки пропаганда была по большей части к месту - не задумывались?
А кто виноват в текущем положении вещей с продуктами? СССР вроде уже нет, вину спихнуть некуда. Ах да, чиновники и Путин...

Я вижу, как мои знакомые, особенно с личным транспортом, тянут домой десятки килограммов дорогущих продуктов, тратя десяток тысяч за раз - и что-то я не вижу в их глазах радости.
Это обыденность. Закупятся, и к телевизору - к сериалам.
Либо проклинать власть.
Теперь это можно, и много чего можно - только что вам ещё нужно-то для счастья? Ах да, ведь, счастье-то какое, занавес открыт, и больше нет лживой пропаганды - надо жить так, как живут в Европе и Америке ("Ну а у нас всё через..." - пел наивный поэт).
Вот будем жить так - и счастье будет, а жить так нам не дают чиновники-воры. Либо ещё кто-то, мы всех не знаем... Кто-то другой, не мы.
Это - болото комфорта, и никто их туда силой не затаскивал. НИКТО.
Любые же попытки сделать хоть что-то, сопряжённое с лишением части комфорта, выливается в их истерику.
Отсюда путь только один - к накоплению комфорта. Это типичный путь капитализма.

Хотя польза от такие статей для думающего человека очевидна - он хотя бы начнёт понимать, что за развалом СССР стоит нечто большее, чем "соревнование образов жизни".
Что счастье - не в количестве продуктов на столе, не в марке автомобиля.
Что при отсутствии идеи весь этот комфорт становится серым, безжизненным и дурно пахнущим.
И идея эта - не бессмысленная критика "совка", власти или кого-либо ещё.
Но как бы не визжали на неё, как нечистая сила от ладана, т.н. "либералы", она рано или поздно сформируется в головах у думающего контингента.
Главное - не перестать думать.
Edited Date: 2018-01-26 10:42 am (UTC)

Date: 2018-01-26 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] zima1830.livejournal.com
Вы либо врёте насчёт луганской области, либо года перепутали. Самые популярные кетчупы у нас были или "Чумак" или "Торчин". Да в 2014 все пропали. Сейчас вроде опять все можно купить, но российского больше. Оболонь в луганской области не производили. Там было либо пиво луганского завода (тот что возле ж/д вокзала (закрылся ещё в начале двухтысячных), либо Лисичанске (тоже не фонтан). Луганский алкоголь это был "союз виктан", а вовсе не "немирофф". Последний, кстати, имел популярность только перцовка, найболее популярный продукт был "Хортица".
Самый популярный луганский бренд это "луганские деликатесы". До этого был "Краснодонскому мясокомбинат" (недавно закрылся). Так вот мне даже интересно, как могла быть в ссср вкусной колбаса когда воровалось все в таких количествах что реально не понятно было из чего там делать ту колбасу было то. На Краснодонскому мясике так вообще был специальный цех -деликатесный. Там делали продукцию спецом для местной элиты и на выставки. Там следили что бы не воровали сырье (воровали все равно, но уже готовую продукцию)
Так что ваш пример неудачен.

(no subject)

From: [identity profile] maxpv1981 - Date: 2018-01-26 08:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stabbut.livejournal.com - Date: 2018-01-28 04:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxpv1981.livejournal.com - Date: 2018-02-08 02:31 am (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] lenaandreeva25.livejournal.com
Автор в своем профиле пишет, что будет банить мнение тех, кто с ним не согласен. Тогда это насаждение своего мнения. Нравится французская и другая кухня - можно жить в этих странах и писать критические посты уже о французской или другой кухне. А жить в России и обливать грязью прошлое и сегодняшнее своей страны - это очень российская (советская) привычка.

Date: 2018-01-26 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] maxpv1981 (from livejournal.com)
Нет, это называется так, как называлось всегда - предательство.
Предатели были и в советское время, а сейчас их тем более полно.
Привычкой это не стоит называть.
Просто такие персонажи рассчитывают быть на виду, чтобы нести своё реактивизм в аморфные массы.

(no subject)

From: [identity profile] tolmy-n.livejournal.com - Date: 2018-01-29 07:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenaandreeva25.livejournal.com - Date: 2018-01-30 06:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tolmy-n.livejournal.com - Date: 2018-01-30 07:04 am (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] altedo.livejournal.com
Мне вообще кажется, что большинство блюд для традиционного советского общепита было отобрано по причине возможности маскировки некачественных продуктов при помощи панировки, густых непрозрачных мучных соусов, длительного тушения, майонеза и т.д.

Date: 2018-01-26 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Такие мотивы явно тоже существовали. Естественно, не в официальных документах, полных заботы о качестве.

(no subject)

From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] faust-55.livejournal.com
Я бы с удовольствием вернулся к советской кухне, к свежей рыбе, к скоропортящимся продуктам без консервантов, к гниющим яблочкам, а не сегодняшним вечно свежим яблочкам, к сытным макаронам, а не в красивых упаковках сегодня. Тогда недостатки были открытые, а сегодня их сделали в красивых упаковках.

Date: 2018-01-26 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] aeropax.livejournal.com
К свежей рыбе? Я в Сибири её виде только когда с дедом ловить ездил, в магазинах никогда.
Яблочкам в сезон, а не круглый год?
Макароны, которые разваривались если на 30 секунд больше варить?

Не надо экономить, и будут вам продукты без недостатков.

(no subject)

From: [identity profile] tolmy-n.livejournal.com - Date: 2018-01-29 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] faust-55.livejournal.com - Date: 2018-01-29 09:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tolmy-n.livejournal.com - Date: 2018-01-29 10:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] faust-55.livejournal.com - Date: 2018-01-29 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tolmy-n.livejournal.com - Date: 2018-01-30 07:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22ofmay.livejournal.com - Date: 2018-02-11 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tolmy-n.livejournal.com - Date: 2018-02-11 09:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22ofmay.livejournal.com - Date: 2018-02-21 11:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tolmy-n.livejournal.com - Date: 2018-02-21 12:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] whingerd.livejournal.com
В большинстве столовых что я ел, кашу варят лучше чем в некоторых ресторанах

Date: 2018-01-26 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com
потому что столовые оборудованы специальными агрегатами - электрокотлами с воздухом между двойными стенками, а в ресторане варят все в кастрюльках, т.к. клиента меньше.

(no subject)

From: [identity profile] suddadelo.livejournal.com - Date: 2018-01-26 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Анатолий Фомин - Date: 2018-01-26 02:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] kavkazoid-r.livejournal.com
Мои родители покупали дефицит на рынке. Икру, мякоть говядины, кур, сливочное масло. И все это было по деньгам советским людям. Может на севере ситуация была иная, но мы вопрос дефицита решали. А вот в святые 90е жить стало голоднее.

Date: 2018-01-26 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com
хватит мифы пургеняна репостить, на рынках были максимум цветочки у бабок и зеленый лук с семками.
Edited Date: 2018-01-26 11:30 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] swordfish-77.livejournal.com - Date: 2018-01-26 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zima1830.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com - Date: 2018-01-26 08:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grafroitzuhoya.livejournal.com - Date: 2018-01-29 11:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] swordfish-77.livejournal.com - Date: 2018-01-29 06:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com - Date: 2018-01-29 06:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kavkazoid-r.livejournal.com - Date: 2018-01-28 09:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Халит Курмаев - Date: 2018-01-29 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida111.livejournal.com - Date: 2018-01-29 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Халит Курмаев - Date: 2018-01-29 07:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22ofmay.livejournal.com - Date: 2018-02-11 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artemis-r.livejournal.com - Date: 2018-01-27 03:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kavkazoid-r.livejournal.com - Date: 2018-01-28 09:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d4rkmesa.livejournal.com - Date: 2018-01-27 05:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] supermipter (from livejournal.com)
Комментарии просто замечательные!

Date: 2018-01-26 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] g-bukin.livejournal.com
а нам продукты домой привозили, в коробках. дедушка просто звонил и заказывал что нужно.

сейчас готовлю гороховый суп на копчёных рёбрышках ягнёнка. рецепт ещё тот, советский, дедушкин..

Date: 2018-01-26 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Ну так, куда ж мы от тех рецептов - бабушкиных, дедушкиных - денемся? Временем проверены!

(no subject)

From: [identity profile] g-bukin.livejournal.com - Date: 2018-01-26 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] vuchi-tufo.livejournal.com
С одним согласен абсолютно: шнель-клопе, крем ля-рен, беф мирантон и т.д. - это ваще что?! Ах, это мясо и суп... Может, всё-таки действительно проще называть вещи по-русски, а не тупо транслитерировать иностранные слова? Тут савецкая власть безусловно была права. Но её не стало, и опять развелись бренд-буки, эксклюзивные дистрибьюторы и пиар-менеджеры.

Date: 2018-01-26 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Нет, ну логика в этом определенная была. Не думаю, что тогда сильно беспокоились о чистоте языка. При том, что в него массово входили всякие "советизмы". Просто меню должно было быть понятным и потребителям. И поварам. Которые к 1928 году тоже уже стали подзабывать ту дореволюционную действительность.

(no subject)

From: [identity profile] 22ofmay.livejournal.com - Date: 2018-02-11 01:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-01-26 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2018-01-26 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] fanfo.livejournal.com
Чего то автор писал, да не написал. Характер кухни, для которой нашлось место и в Википедии так и не показан. Только за уши притянутые мифы о дефиците.
А было в реальности: распределение шло, как ни странно, не только в сторону номенклатуры, а большей части в сторону трудящихся и детей. Кухни и столовые детсадов и школ исправно снабжались мясом, гречей, рыбой, овощами. В нашем пионерлагере постоянно был компот из банок Глобус, овощи оттуда же, импортные паштеты и овощи. В заводских столовых зачастую готовили лучше, чем а обычных ресторанах. Ну если у кого то вдруг плохо, то это проблемы директора конкретной столовой, а не общепита вообще. Мне приходилось кушать и на судах дальнего плавания, и в леспромхозах, и на заводах. Лосятина на пару, биточки, тефтели, котлеты, бифштексы, блины с черничным вареньем, щи со сметаной - это обычное меню в столовке леспромхоза, в который мы студентами ездили халтурить. И естественно все очень недорого, за рупь с копейкам можно было наесться до отвала. В городском кафе такой обед обошелся бы в рубля три.
Ну и конечно же предприятия выдавали так называемые "заказы" к праздникам.

А вот откуда берутся мифы о том, что все было плохо. Их обычно пишут бывшие неудачники, инженеры второсортных НИИ, работники всевозможных никому не нужных контор, научные сотрудники гуманитарных, также никому не нужных наук. Вот у них была зарплата 120, грязная вонючая столовка и второразрядный "стол заказов" . Им и приходилось ужиматься в средствах и бегать по магазинам в поисках дефицита. Так ведь было на это время - на Такой работе обычно отбывали рабочий день.

Edited Date: 2018-01-26 12:14 pm (UTC)

Date: 2018-01-26 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] Анатолий Фомин (from livejournal.com)
"вот откуда берутся мифы о том, что все было плохо" - простите, так Вы их и ваяете сами же!
"А было в реальности: распределение шло, как ни странно, не только в сторону номенклатуры, а большей части в сторону трудящихся и детей" - не, было так "А было в реальности: распределение шло, как ни странно, только в сторону номенклатуры, а НЕ большей части в сторону трудящихся и детей"! И Вы мне не рассказывайте, пжт, я в этой теме - 35 лет в разных ипостасях/должностях и странах)
Ну посмотрите:
"Лосятина на пару, биточки, тефтели, котлеты, бифштексы, блины с черничным вареньем, щи со сметаной - это обычное меню в столовке леспромхоза" - сырьевая база такой "столовки" - лес в округе... Много ль таких лесов было округ Горького, Куйбышева, Калинина, Свердловска? Персонал - кухарка/поварих - старательная сноровистая баба, радеющая за свое дело! Потребитель - суровые мужики, которые ежели что не так, так и могли б "объяснить" рецептуру нерадивому повару... Метод подсказать/напомнить?
" приходилось кушать и на судах дальнего плавания" - я очень хорошо знаю систему обеспечения судов "загранзагреба" в СССР! Не буду здесь распинаться... Потребитель - те же мужики, что и в леспромхозе... только в тельняшках/робах... Повара - только окончившие спец.ПТУ! Но и там были проблемы - единичные правда... но были! Особенно на плохих рейсах... На выгодных же сидели шефы, которым могли позавидовать хорошие рестораны на берегу!
"В нашем пионерлагере постоянно был компот из банок Глобус" - тут жаль, что Вы не указали на ведомственную принадлежность этого ДОУ, как сейчас говорят... Думаю, что там либо предприятие бохатое, либо регион жития Вашего был на спец.пайке
" если у кого то вдруг плохо, то это проблемы директора конкретной столовой, а не общепита вообще" - не, вот такая редакция д.б. быть " если у кого то вдруг хорошо, то это заслуга директора конкретной столовой, а не общепита вообще"
"Ну и конечно же предприятия выдавали так называемые "заказы" к праздникам" - ну, здесь Вы правдивы! Сложно с Вами здесь не согласиться!)

(no subject)

From: [identity profile] galanetika.livejournal.com - Date: 2018-01-26 05:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dynamo-13.livejournal.com - Date: 2018-01-26 03:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fanfo.livejournal.com - Date: 2018-01-28 12:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dynamo-13.livejournal.com - Date: 2018-01-28 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zima1830.livejournal.com - Date: 2018-01-26 07:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aeropax.livejournal.com - Date: 2018-01-26 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artemis-r.livejournal.com - Date: 2018-01-27 03:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fanfo.livejournal.com - Date: 2018-01-28 12:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artemis-r.livejournal.com - Date: 2018-01-28 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fanfo.livejournal.com - Date: 2018-01-29 08:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artemis-r.livejournal.com - Date: 2018-01-29 08:25 am (UTC) - Expand
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

February 2025

S M T W T F S
      1
23 4 567 8
9 101112 13 14 15
16 17 1819 20 2122
232425262728 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 31st, 2025 10:24 am
Powered by Dreamwidth Studios