pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin

Импортозамещение – тема, возникшая задолго до путинских экспериментов по изоляции России. Понимаю, как больно будет пригожинским патриотам, но пармезан производили, страшно сказать, в Харькове еще в 1814 году. И никто про величие отечественных сыров тогда и не заикался.











Коллега ueartemis прислал ссылку на прекрасный материал, написанный харьковским краеведом, историком Андреем Парамоновым. Благодаря усилиям не по разуму, которые проявляет Роскомнадзор, увидеть этот сайт из России невозможно. Только если установить программу обхода блокировок рунета. Но мы ведь не будем следовать глупым запретам, а прочитаем все как есть:


— Сегодня итальянским сыром пармезан в Харькове никого не удивишь, он продается на рынках и в супермаркетах в разных вариантах. Его подают уже не только на праздничный стол, но используют в приготовлении повседневных блюд. Что уж говорить о кафе, ресторанах и тратториях, для которых этот продукт стал частью неотъемлемой ежедневной кухни. Конечно это достижение последнего десятилетия современной Украины. В годы советской власти пармезан был доступен только избранным, а до революции 1917 года он также широко был представлен в торговле и на кухнях рестораций и трактиров. Первые сведения о продаже этого сыра на территории слободских полков уходят в 1760-е, а рецепты с его использованием приходили нам в поваренных книгах в 1780-е.


Казалось бы, все понятно, пармезан, как и другие сыры, доставлялись к нам из-за границы без особых проблем. Но выяснилось, что пармезан пытались производить у нас в Харькове! Эта совершенно удивительная история случилась в 1814 году. А дело было так.





Изготовления сыра пармезан, гравюра

Изготовления сыра пармезан, гравюра



Последний представитель княжеского рода Кантемиров – полковник Дмитрий Константинович был осужден и находился в заточении. Имения его, в том числе Рогань под Харьковом, были в опеке и хотя именно опекуны принимали большинство решений, Кантемир и сам иногда пытался осуществлять некие проекты. В 1814 году он заключил договор с бароном Иосифом Спинелли об устройстве сырной фабрики в имении Рогань. Предполагалось, что Спинелли будет жить в его доме, для сырной фабрики отберут не менее 50 лучших коров и овец, а при необходимости молоко будут покупать в окрестных селениях. По контракту, произведенный сыр делился пополам.


Нужно сказать, что барон Спинелли родился в Неаполе, где его семья значилась одной из старейших в городе. Впервые норманский род Спинелли упоминается в 1094 году в числе крестоносцев. Каким образом Иосиф Спинелли оказался в Российской империи, да еще и в роли сыровара совершенно непонятно. Тем не менее известно, что он поставлял сыры на императорский стол.


Прибыв в Харьков весной 1814 года, барон Спинелли с неудовольствием узнал, что Харьковская дворянская опека не утвердила контракт князя Кантемира на устройство сырной фабрики. Опека ссылалась на комиссию профессора Тауберта и отставного ректора Афанасия Стойковича.





Вид на Монастырский переулок и гостиный двор. Здесь в 1814 году прогуливался сыродел барон Иосиф Спинелли

Вид на Монастырский переулок и гостиный двор. Здесь в 1814 году прогуливался сыродел барон Иосиф Спинелли



Поначалу Спинелли решил добиваться от опеки неустойки, а это порядка 12 тысяч рублей. Но кто-то ему посоветовал отказаться от этой затеи, и его прошение на имя губернатора Ивана Ивановича Бахтина осталось без последствий.


В Харькове барон Спинелли проживал в доме купца Артемия Карпова на Николаевской площади. Рядом в Гостином дворе торговали пармезаном, но других сыров он не встретил. Общаясь с разного рода людьми, барон познакомился с Михаилом Матвеевичем Куликовским, который и решил попробовать устроить сырную фабрику прямо на берегу реки Харьков, куда выходила его земельная дача. За молоком дело не стало, его доставляли из имений Куликовского Валковского уезда. В первые же месяцы было изготовлено более 300 пудов разного рода сыров: пармезан, проволоне, страккино де милано, голландский, английский, швейцарский, рикотту. Всего было изготовлено сыра более чем на 20 тысяч рублей. А вот дальше между компаньонами случилась размолвка: то ли сыры плохо продавались в Харькове, то ли Куликовский требовал большую часть прибыли себе, но факт остается фактом – барон Спинелли покинул Харьков и перебрался в Николаев.










В 1815 году в Николаеве он принял подданство Российской империи и вместе с новым компаньоном Кавалером Рено основал сырную фабрику при деревне Большая Корениха. В этом имении барон Иосиф Спинелли производил в первой трети XIX столетия 18 видов сыра. А ведь не обжегшись дважды с компаньонами в Харькове, как знать, не заложил ли бы он основы сыроделия в наших краях.




Page 5 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Date: 2022-01-24 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-vova.livejournal.com
В комментарии, на который я отвечал, было написано "органолептика". Это означает совокупность ощущений тактильных, вкусовых, запахов, внешнего вида и т.д.
При чем тут нож?

Date: 2022-01-24 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] r-wine-partizan.livejournal.com
для каждого подукта существует свой набор наиболее уместных органолептических оценок, или вы и вино щупаете?

Date: 2022-01-24 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-vova.livejournal.com
Термин "органолептические" может включать все.

А может и не все. Ок, ощупывание убираем.

Так что там неприятное у пармезана, цвет, вкус, запах или консистенция при употреблении?

Date: 2022-01-24 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] r-wine-partizan.livejournal.com
цвет — серовато-жёлтый, вкус перенасыщенный, с горчинкой , запах у правильного пармезана довольно противный, смесь плесени, перепревшего мусора и даже чего похуже, ....а консистенция при употреблении обычно мелко тёртая, хотя я не могу знать, как лично вы его употребляете.
Главное качество пармезана — высокая устойчивость к превратностям бытия: его трудно испортить, легко транспортировать и хранить, поэтому я и сказал, что это консервы. Впрочем, если вы любите пармезан, то это ваше дело.

Date: 2022-01-24 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] esmarhov-ss.livejournal.com
Вообще-то современный Харьков был основан указом русского царя Алексея Михайловича в 1654 году на месте древнего городища, идентифицируемого иногда как половецкий город XI века. А годом основания в Российской империи современного города Одессы как военно-морского и торгового порта на Чёрном море принято считать 1794 год, когда российская императрица Екатерина II издала рескрипт вице-адмиралу Осипу Дериба́су (Хосе де Ри́басу) об основании в Гаджибее военной гавани с купеческой пристанью. Конечно, все это происходило до нашей эры...
Edited Date: 2022-01-24 08:01 pm (UTC)

Date: 2022-01-24 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] esmarhov-ss.livejournal.com
Нет! Пармезан (parmesan) — это французское слово, которым французы, а за ними и весь мир стали называть итальянский Пармеджано-Реджано. Это название никем и ничем не защищено, поэтому "пармезан" стали делать все, кому не лень, не нарушая при этом никаких законов.

Date: 2022-01-24 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] esmarhov-ss.livejournal.com
Да... Тут уже явная дырка в голове и во рту...

Date: 2022-01-24 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] r-wine-partizan.livejournal.com
согласен, а то у некоторых голова монолитная, без дырок, наверное, специально, чтоб ценить пармезан.

Date: 2022-01-24 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] chilaeg.livejournal.com
Топонимы никогда не дадут соврать. В Харькове есть исторические районы под названием Гончаривка, Подол, Заикивка, Основа, Журавливка, Левада, Москаливка и пр.

Во-первых, эти названия звучат очень по-украински.
Во-вторых, неужели первопоселенцы города, будь они русскими, назвали бы район Москалёвкой?! Хохловкой — запросто, а вот Москалёвкой никогда. Вот и весь ответ!

Date: 2022-01-24 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] parakhod.livejournal.com
Вы путаете понятия. Дешёвый и простой — не значит плохой. Абсолютно нет. Это отличный сыр, но это дешёвый сыр, используемый для посыпки. Как и любое итальянское столовое вино за три евро бутылка — это отличное вино. Но это дешёвое вино.
Пармезан вам никогда, скорее всего, не подадут на сырной тарелке (ну, конечно если вы не на дегустации там, где его производят). Кстати, вот буквально месяц назад взял в ресторане пробу сыров — вот это сыры которые просто так едят, вприкуску с джемом и мёдом кстати, да:
Image

Ну а маркетинговых анекдотов для рекламы региональных продуктов типа этого подвала для выдержки сыров «от банка» вы в Италии много найдёте при желании.

Date: 2022-01-24 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] chilaeg.livejournal.com
В России всё ворованное, даже народный сыр "Российский" — это не что иное, как немецкий "Тильзитер". Украден и переименован вместе с Кенигсбергом )

Date: 2022-01-24 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] team-finland.livejournal.com

Смысл украинского пармезана мне не понятен. В этой категории сыров цена не имеет определяющего значения, тогда зачем покупать что-то палёное, если можно купить оригинальный?

Date: 2022-01-24 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] pochvoveddd.livejournal.com
Пармезаны тоже присутствуют. Как и целый набор прочих.

Date: 2022-01-24 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] tim-vl1998.livejournal.com
А по мне так у оригинала очень насыщенный умами вкус. Последний раз просто не смог доесть и выбросил остатки. Вообще очень на любителя сыр.
П.с. Кстати в России тоже делают пармезан, вкус конечно не сравнить с оригиналом, но это и лучше, если делать обыкновенный бутерброд. Оригинал выдержанный для этого совсем не годится, ни по вкусу, ни по структуре.
Edited Date: 2022-01-24 10:03 pm (UTC)

Date: 2022-01-24 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] crimea-rusia.livejournal.com
кому вы нахуй нужны клоуны.Вместе с хохлячим сыром.В России сыра полно и без хохлятины.Любого и твердого и мягкого.Еще хохлятина покупает тысячами тонн русский сыр и масло и показывает фото что это хохлячее.

Date: 2022-01-24 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] slonyara-v2.livejournal.com
Это Ресурсная Педерация никому не нужна с ее скрепами, швабрами и говном на технической пальме.

Date: 2022-01-25 01:49 am (UTC)
From: [identity profile] ujhjlnfirtyn.livejournal.com
Делали и делали. Молодцы. А просто_вова — адиёт. И халомойник.
Edited Date: 2022-01-25 02:12 am (UTC)

Date: 2022-01-25 02:49 am (UTC)
From: [identity profile] heliosfort.livejournal.com
Теоретически и шампанское может быть только из Шампани (Франция), но по закону мордора, шампанское теперь — это только шмурдяки производящиеся на роисе, а шампанское из Шампани — это "игристое вино" и не имеет права называться шампанским.
Зазеркалье Страны Кривых Зеркал...

Date: 2022-01-25 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] lemmy971 motorhead (from livejournal.com)
А чья жи, ваша?)

Date: 2022-01-25 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] maksimvl2020.livejournal.com
На самом деле гордиться достижениями предков правильно и похвально. Это способствует развитию патриотизма и росту национального самосознания.
Но вот был ли Харьков украинским в 1805 году? И были ли украинцы? Малороссы были и великороссы были, была Новороссийская губерния
в 1805 году не нашел данных, а вот в 1897 есть



Национальный состав Харькова
(по языку) на 1897 год, чел.[65][66]

Великоросы 109 914 (63,2 %)
Малоросы 45 092 (25,9 %)
Евреи 9848 (5,7 %)
Поляки 3969 (2,3 %)
Немцы 2353 (1,35 %)
Татары 760 (0,4 %)
Белорусы 612 (0,35 %)
Армяне 468 (0,3 %)
Французы 241 (0,1 %)
Другие 732 (0,4 %)
Всего 173 989


Так чей был пармезан в 1805 году?
Великороссийский? Малороссийский?
Или молдавский? Кантемир же! Но никак не украинский.

И про копание черного моря — в иронию совсем не?



Date: 2022-01-25 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] ukrainianfood.livejournal.com
малоросами украинцев называли только русские и только в 19 веке

Date: 2022-01-25 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] maksimvl2020.livejournal.com
нене. украинцы не равно малороссы. а так как так не было в харькове украинцев, то и пармезани не их/ваш)
ЧТД

Date: 2022-01-25 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] ukrainianfood.livejournal.com
дада, украинцы равно малоросы, я же написал, так украинцев только русские называли и только в 19 веке

Date: 2022-01-25 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] misha-maza.livejournal.com
легко назвали бы. Кубань это хохляцкое слово или москальское? по такой логике Сибирь это украинская территория, потому что там поселков, типа Хохловка очень даже хватает. Слобожанщина такая же территория РИ как и Сибирь или Кубань.
Вообще первопоселенцы хоть знали о своейнациональности, чтобы хутора называть хохловка или москальск какой? я думаю они очень удивятся, как и известный, типа украинский конструктор Сикорский с Киева, что они были щирими украинцами

Date: 2022-01-25 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] misha-maza.livejournal.com
все верно вы написали. А у меня был сарказм, если что)
Page 5 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

June 2025

S M T W T F S
1 23 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 6th, 2025 10:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios