pavel_syutkin: (Default)
[personal profile] pavel_syutkin
Русская глубинка – обычно целая кладезь «непознанного» для городского жителя. А уж, расположенная за полярным кругом, и подавно. Кольский поселок Умба – находится на берегу Белого моря, который издавна именуется здесь Тéрским. Первые русские переселенцы бегут сюда от власти московского князя еще в XV-XVI веках.



Здесь действительно в то время ничейная земля. Позже сюда проникнут монастыри, разделив весь Кольский полуостров на свои угодья. Но долгое время все земли к северу платили двойную дань – Москве и датскому королю, контролировавшему тогда все шведские и лапландские территории.

Нас с Ольгой Сюткиной занесло в эти места неслучайно. По приглашению Правительства Мурманской области мы объехали весь полуостров в поисках арктических кулинарных специалитетов. Тех, что могут составить основу для развития гастротуризма в регионе. Мы еще будем писать о них. А пока – наше посещение Умбы. И встречи с местными жителями – теми, кто знает и любит поморскую кухню.



Светлана Николаевна Мудреченко – всю жизнь провела в этих суровых, но и невероятно притягательных местах. Сегодня она – сотрудник  Музея истории, культуры и быта терских поморов. Мы очень благодарны Ольге Анисимовой из администрации Терского района за эту встречу.  Рассказ о быте поморов середины XX века оказался и познавательным, и местами грустным. Но это жизнь и наша память. Я почти дословно приведу слова Светланы Николаевны, вставляя кое-где свои комментарии:




- Жилье поморов никогда не было богатым. В углу всегда стояла русская печь. У нас верх ее традиционно был в форме бочки. Полатей не было. Просто с двух сторон от верха печи были настелены доски для того, чтобы можно было лечь. Любопытно, что местные жители всегда говорят – «а там у вас в России». – А вы что не в России? – Ну, мы в России, но... мы не в России, - потупившись, говорят они.

- Я слышала, - говорит Светлана Николаевна, - когда Медведев, будучи президентом, ездил на дальний Восток. Так, вот там ему тоже говорили: «вот вы в России…» Так и поморы исторически считали, что они вроде и в России, а вроде и нет. 

Вот и эта печка в свое время в веке в XVII пришла «из России», где она имела тогда именно такой вид.  (Я, кстати, в этом журнале не раз уже спорил с мнением, так называемых, «историков русской кухни» относительно того, что русская печь – это наше все. Показывал, что печь эта приобрела нынешний вид лишь при Петре I. А до этого в ней невозможно было выполнять и половины приписываемых ей кулинарных и хозяйственных операций.  И вот – еще одно доказательство моего тезиса – прим p_syutkin).


Типичная поморская печь. Обратите внимание - ее верх
бочкообразной формы и лежать на нем невозможно

Каждый год летом обязательно ползали в печке – обмазывали ее изнутри. Мама так и говорила «Девки, может, в печку сволóчитесь, обмажете бочку изнутри?» - Сволóчитесь? – Да, это значит «спóлзаете». У нас говорят: не ползаешь по полу, а волочишься.

А иногда и сама мама лазила туда. Брала с собой свечку, а не керосиновую лампу (чтобы, не дай бог, не опрокинулась). Обмазывала глиной изнутри, а потом говорила: «Все, вытягайте за ноги меня!»

Над печкой был специальный шест, на котором висели рукавицы и носки – все их хозяйка вязала за зиму. Лежать можно было по бокам «бочки» чуть поджав ноги. А еще же впереди место было – там где ошóсток - где чугунок стоял, - там тоже ложились на ночь. Дрова клали в печку «клеточкой» - колодцем. Добавляли щепý или берéсту. И клали ее пихлóм, а не руками.

Вот оно поморское жилье еще сто лет назад
(экспозиция Музея поморского быта)


Нужно сказать, что в печке ничего не пережаривалось – ни лук, ни рыба. Единственная приправа, которая была раньше, - это лавровый лист. Использовали сковороды. Но вот яиц не было, и яичницу не жарили. Это пришло уже сравнительно поздно в 60-е годы. В советское время привозили яичный порошок. В селе Кузомень была птицефабрика, оттуда доставляли яйцо.

В 6 утра начинали топить печь. Процесс этот был не быстрый. Около 9 утра мама ставила туда латки с рыбой, в 11 мы их вынимали. Практически все – и первое, и второе – должно было томиться в печке до обеда, т.е. до часа дня. Все было точно рассчитано. Если хозяйке нужно было печь пироги, значит, она пораньше встанет. В первую очередь, в печь ставили чугуны для горячей воды и пойло овцам и коровам. А потом уже – пища для людей. В это время она определяла, что будет готовить. Из посуды у нас были латки – это сковородка такая с ручками, алюминиевая. Самая распространенная еда была беломорская селедка. Из нее вынималась «средняя косточка» - хребет. А пластинки рыбы клались на сковороду, заправлялись маслом или маргарином. Но чаще использовали сметану. Ведь, масло в магазины не привозили – холодильников еще не было до 60-х годов. А вот сметана была знатная: ложка в ней стояла. Все это подсаливалось и шло в печь. Туда же отправлялась треска, камбала, рыбная мелочь. Это было второе блюдо.

Рассвет в Умбе на Терском берегу


Так же на второе шла картошка – с грибами и с зеленым диким луком (по всей видимости, имеется в виду лук-резанец – прим.p_syutkin). Этот лук собирали, толкли с солью и утрамбовывали в стеклянки, как у нас говорят, - в стеклянные банки. Получался соленый лук. Сначала варили картошку, потом ее толкли, добавляли этот лук, сливочное масло и в печь. Доносившийся оттуда запах, возбуждающий аппетит, - это до сих пор мое лучшее детское воспоминание.

Использовали также грибы. Волнухи мелко рубили, перемешивали с пюре и запекали в печке. Варили каши – гречневую, пшенную. Рисовую как-то не очень любили.

Из овощей здесь выращивали репу, турнепс, картошку и капусту. Все остальные овощи мы знали только в соленом виде. Смешные воспоминания. В детстве подружка прибежала и говорит – «Нам тетя Тамара привезла яблоки. Такие красивые, но такие невкусные». - Оказалось это были помидоры, привезенные гостями из Центральной России. Вообще, долгое время мы не видели помидоров. И позже – в 70-е годы – самым вкусным привезенным продуктом для нас были именно они. Помидоры со сметаной – до сих помню, как мама готовила их после приезда гостей «с юга».

Нехитрые детали быта поморов в местном музее


Когда-то давным-давно, когда накрывали праздничный стол, на нем были кулебяки, латки с рыбой, соленая рыба. Но одно время (в 70-е) на праздничном столе у нас в деревнях была очень любима вермишель с тушенкой. А так мясо ели только зимой – не было, где его хранить в другое время. Это уже потом, когда наши девочки стали ездить на «большую землю» - привезли оттуда салаты, винегрет – тушенка с макаронами отошла на второй план, превратилась в обыденное блюдо. А тогда она была в моде. Кстати, лук в макароны не клали. Он вообще у нас был не очень популярен, и уж точно его не обжаривали. Он, в основном, шел у нас в рыбу с квасом.

Квас мы делали хлебный с корочкой. Отваривалась рыба треска – нам привозили в деревню соленую треску с Баренцева моря. Покупали несколько трещин и делали ее с картошкой. И когда мой муж приехал с Ейска сюда по распределению, мама всегда говорила ему: «Владимир Николаевич, картошечки с трещочкой не желаешь?» - «Да, не люблю я эту вашу резиновую рыбу», - отвечал он.

А с квасом рыба делалась просто. Она отваривалась, разбиралась на мелкие кусочки, туда наливался квас. Можно было добавить немного картошки. Некоторые разводили ее просто кипяченой водичкой с постным маслом. Покрошили лучку и готово: «Трещочки не поешь, не поработаешь».

А из первых блюд у нас в основном была уха – из мелочи. Семга была не часта за столом. В колхозе она оставалась под строгим учетом вплоть до килограмма. Но иногда колхозным бригадам полагались кормовые – вот тогда и баловались ей. У нас папа очень рано умер, так гости приносили рыбку – свари, мол, из нее уху. Семгу еще солили. Но, когда я по осени говорила: «Мама, отрежь немного семужки», она мне отвечала: «Уху летом ела!»

Рыбой поморов не удивишь


Потом, конечно, грибной суп. Но безо всякого мяса. О том, что грибной суп можно делать на грибном отваре, узнала только уже здесь в райцентре. Я ведь жила до этого в деревне Чаванга – это еще 250 километров на восток.

Еще у нас очень любили отвар из трески. Делали его с мучной приболткой или без. Суп становился белый, добавляли перловку.

Но самое оригинальное блюдо было летом. Это, так называемые, путки-максы. Это внутренности рыбы – семги или горбуши. Когда был большой «подход» рыбы, колхоз ее обрабатывал. Рыбу «шкерили» для того, чтобы посолить и сдать государству. Все внутренности из рыбы вычищались – и их ела вся деревня. А что оставалось, то уже чайки доедали. Самое вкусное – это сердечки от семги. Там такой треугольничек и белая головочка. Но это был дефицит, поэтому по очереди отбирали эти сердечки. Их готовили с картошкой, добавляя туда перец горошком и лаврой лист. А вообще путки-максы – это печень, молоки. А путка – это рыбий пищевод. Его вычищали и варили. Очень любили его дети. Он, ведь, был немного жестковатый и жевался как жвачка.
 

Варили семужью икру. Горбушью икру не варят, потому что она становится жесткая, нехорошая. Так вот икра с печенью отваривалась, остужалась, посыпалась солью, клалась на латку и выносилась в сени. Горячее такое блюдо никогда не едят. Мама всегда говорила – заворот кишок будет. А мы дети нетерпеливые были. Посмотришь, походишь вокруг – латка ведь в сенях стоит, - отщипнешь чуток, вроде и сытые.

Лето вообще было время голодное. Почему? Селедка отошла – июль месяц, - грибов еще нет. Хорошо если горбуша подошла. А если нет, ждать надо осенней семги. Так что в это время у нас были каши, творог, сметана. А путки нас научили потом делать с картошкой. Мелко их резали добавляли масло лук и тушили.


На улицах Умбы


Пришел к нам и рецепт котлет из селедки. Сначала мы возмущались: ну, как это можно есть эти серо-зеленые котлеты? Но потом наблатыкались. И когда время было голодное с 1995 по 2002 год, добавляли туда еще немного трески, и очень хорошо все шло. Так вот благодаря селедке и выживали. Мы работали тогда на рыбозаводе. И либо ее меняли, либо делали из нее котлеты.

Из вторых блюд самое мое любимое – это молоко с грибами. Свежие красноголóвики (подосиновики) отваривались, мелко резались, заливались молоком. Туда кладется сливочное масло и немножко соды. Эта сода и дает некоторую «тянучесть». А потом все это в эмалированной миске кладется в русскую печку и тушится.
*   *   *
Рассказ еще продолжался про выпечку – поморских пирогах и калитках. Поговорим о них завтра – у меня множество фотографий этих блюд. Кстати, о фотографиях. Беседуя с людьми на Севере, я еще раз убедился в том, насколько удачно кухня этих мест была описана и показана в изданной недавно книге «Кухня России:  региональная и современная». Вот посмотрите сами:

Неслучайно иллюстрациями и даже шрифтами из нее был украшен павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО-2015 в Милане. Мы с Ольгой Сюткиной искренне гордимся тем, что наряду с другими авторами тоже приняли участие в написании этой книги





А ее издатель – Сергей Чернов (так же, как и другой наш известный соотечественник - кулинар и исследователь кухни Сталик Ханкишиев) несколько дней назад были признаны лучшими за 20 лет существования международной премии "Гурман". Это самая авторитетная награда в области кулинарной литературы – своего рода гастрономический «Оскар». Поздравляем коллег!

Date: 2015-10-21 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] asja-nikova.livejournal.com
Очень аппетитно все описано!
Немного грустно читать о том, как было, потому что так уже больше не будет. Хорошо, хоть описания остаются благодаря таким энтузиастам как Вы с супругой.

Date: 2015-10-21 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Отчасти грустно, да. Но не будем забывать, что это была кухня "выживания". Вряд ли она в неизменном виде может быть сохранена сегодня. Другое дело, что множество блюд из нее могут быть адаптированы к нынешним вкусам и представлениям о вкусной и здоровой пище.

Date: 2015-10-21 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] asja-nikova.livejournal.com
Хотелось бы, чтоб это уходящее хоть как-то осталось с нами.
А мы адаптируем под себя чужую кухню, и часто весьма пародийно. Все эти суши-роллы-пасты. НЕ поймите неправильно, я люблю разную кухню, но свое-то нематериальное наследие тоже стоит и ценить, и хранить. А мы как наш гербовый орел - на запад и восток смотрим, а что под носом - не замечаем. )))

Date: 2015-10-21 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Это правильно. Наши собственные представления о своей кухне порой носят пародийный, лубочный характер - каши, щи, блины. Действительность же была гораздо богаче, но и одновременно трагичнее. И средневековая русская кухня - это такой неоднозначный формат. Который при всех интереснейших кулинарных находках, все-таки был кухней не наслаждения, а насыщения.

Date: 2015-10-21 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] asja-nikova.livejournal.com
В сущности, кухня любого народа (т.е. класса производителей) - это кухня выживания и насыщения. Но, тем не менее, и среди суровой кухни можно найти немало интересного и полезного.

Date: 2015-10-21 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, именно об этом я и говорю. Сохранение традиционных вкусов, продуктов, приемов кулинарной обработки - важная часть сохранения всего культурного наследия. А этих любопытных находок в нашей старинной кухне - немало.

Date: 2015-10-21 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] clust.livejournal.com
Всё в порядке с красноголовиками под картоху )) А уж какую треску моя мама в латках запекает!

Date: 2015-10-21 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] chereisky.livejournal.com
Ух как интересно! Я сам никогда севернее Вологды не забирался, но о поморской кухне имею косвенное представление, потому что моя тетя Мирра была замужем за коренным помором из-под Архангельска. Они поженились на фронте, а с 50-х жили в Пярну. Дядя Вася говорил, что эстонская кухня напоминает поморскую. Он был заядлый рыбак и в качестве отставного полковника имел особое разрешение выходить на своей моторной лодке и рыбачить в Пярнуском заливе и вокруг о. Кихну. Готовил он рыбу только сам и тётю к этому ответственному делу не подпускал.

Date: 2015-10-21 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, рыбаки - это отдельный мир :)) Но надо сказать, что кольские поморы всячески подчеркивают свое отличие от архангельских. И действительно, рацион у них несколько беднее, а многие продукты пришли значительно позже.

Date: 2015-10-21 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] agro-al.livejournal.com
Зачиталась я вас Павел, а вообще, вы с Ольгой не перестает меня удивлять своей увлеченностью, а также глубиной погружения в тему!! Очень было интересно почитать и увидеть иной север!!

Сергея и Сталика правда стоит поздравить, желаю вам теперь получить такой же Кулинарный Оскар!

Date: 2015-10-21 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Спасибо, Зарема. Когда встречаешь интересный материал, о нем и рассказывать получается увлекательно.

Date: 2015-10-21 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] agro-al.livejournal.com
Павел большой привет супруге и спасибо вам за ваше все, с вами жизнь теплее, познавательней, вкуснее и интересней!! Ждем все с нетерпением продолжения!

Date: 2015-10-21 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] sloejin.livejournal.com
Ах, вспомнилась сразу беломорская селедка из печи!) Жду с нетерпением про пироги-калитки.
ПОмню, меня поражали рыбные пироги с рыбкой целиком: с головой и хвостом)

Date: 2015-10-21 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Да, эти пироги делались даже с костями. Что сегодня кажется странным. Завтра расскажу подробнее.

Date: 2015-10-21 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] michaelnnn.livejournal.com
Спасибо, очень познавательно.

>Рыбу «шкерили» для того, чтобы посолить и сдать государству. Все внутренности из рыбы вычищались – и их ела вся деревня.

Советское государство было доброе, разрешало колхозникам рыбьи потроха подъесть. А могло бы и на рыбную муку заставить перемолоть и сдать государству.

Жесть конечно, но в наших краях нормальную морскую рыбу увидели только после развала СССР. Оказалось что копченая скумбрия это не нечто иссохшееся и воняющее прогорклым рыбьим жиром, а очень вкусная жирная рыба. И нормальную съедобную треску первый раз попробовал в году 1995.

Date: 2015-10-21 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
А с морской рыбой, кстати говоря, в советские времена было все неоднозначно. То есть уже в 70-е появилась масса рыбы из Атлантики, Тихого океана, куда ходили рыбодобывающие флотилии. Но вот готовить ту океаническую рыбу научились не сразу. Так, продавалась вся эта нототения, пристипома, хек и т.п. со шкурой. А при готовке она часто начинала горчить, появлялся посторонний запах. Догадались об этом лишь позже. Вот почему нототения - клыкач - тогда не пользовалась спросом. А ведь это практически то же, что и сегодняшний дорогущий чилийский сибасс.

Date: 2015-10-21 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
Нототения не пользовалась особым спросом еще и потому, что была достаточно дорогой: больше рубля за кг: ловилась-то у кромки Антарктиды, и везти её оттуда было накладно.
Что, впрочем, не помешало нашему флоту выловить несколько видов нототений - в частности, скваму - практически подчистую.

Date: 2015-11-07 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com
Это вообще характерная черта советских потребителей. Они принципиально не желали платить больше, чтобы получить лучше. Они требовали, чтобы лучший товар был обеспечен им по маленькой цене.

Поэтому так много людей сегодня жалуются на дефицит в государственных магазинах, где была гарантирована низкая цена. И поэтому так мало людей помнят, что на базарах и рынках было полно продуктов -- да только никто не хотел покупать их по высокой базарной цене.

Советский человек знал своё право купить задёшево и требовал, чтобы это право свято охранялось.

Date: 2015-10-21 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] michaelnnn.livejournal.com
Никаких нототений не встречал, только читал в энциклопедии рыб.) Продавались минтай, путассу и хек в основном. Треска огромная редкость. Отвратного качества, ржавого цвета, при разморозке откровенно пованивали. Ну и холодного копчения скумбрия со ставридой, ужасного качества

Date: 2015-11-07 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com
Сегодня режим гораздо страшнее. Вылавливая рыбу, приходится продавать и её, и потроха. А что же поделать? Другого выхода нет!

Ведь если не продать потроха, не получишь достаточных денег.

В советское время люди могли продавать только рыбу, а потроха оставались дармовым товаром, который они забирали вдобавок к своей зарплате. Попробуйте сейчас что-нибудь забрать с предприятия вдобавок к зарплате, а?

Date: 2015-11-08 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] michaelnnn.livejournal.com
Чето ржу.))) Хорошо вам там, в стране эльфов.

Date: 2015-10-21 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] olly-beading.livejournal.com
Спасибо большое, все очень интересно. И вообще весь цикл статей о Севере - не оторваться.

Date: 2015-10-21 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] a-dedushkin.livejournal.com
Замечательно!

Вот, вы там в России...

Date: 2015-10-21 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] a_dedushkin сослался на вашу запись в своей записи «Вот, вы там в России... (http://a-dedushkin.livejournal.com/857348.html)» в контексте: [...] от власти московского князя еще в XV - XVI веках. Оригинал взят у в Вот, вы там в России... [...]

Date: 2015-10-21 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] djonsmitt.livejournal.com
интересно
а скажите, почему яичницы небыло, курей не разводили?

Date: 2015-10-21 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Так там климат этому не способствующий. Это уже в советское время начали создавать птицефабрики с отоплением, комбикормом. А до этого яиц просто не знали.

Date: 2015-10-21 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] djonsmitt.livejournal.com
понятно, спасибо)

Date: 2015-10-21 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] clust.livejournal.com
Местные имели бледный с синевой желток и рыбой воняли, потому как прикармливали несушек рыбьей мукой.
Смешно сейчас, конечно, северный городской советский (80-е, до голода ещё) ассортимент вспоминать. Вот тебе крабы, икра, рыба всяческая (но не шпроты)), ананасы мороженные, бананы вяленые, курага египетская прессованная, грибы и ягоды в ассортименте. Деньги на Севере водились. А банальной картохи нормальной нет - гнильё, яблок нет никаких, помидоры и виноград с собой с югов, яйца на яйца не похожи, молочка странноватая.

Date: 2015-10-21 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] дима хитров (from livejournal.com)
В программе "званый ужин" один из участников готовил челюсти тресеки. Вот и современный аналог блюдам из рыбьиз потрохов! Сам пока пробовал при готовке рыбы оставлять и готовить вместе с самой рыбой её молоки, икру и один раз печень. Подумываю про сердце, но пока не искал его.
Интересно: часть блюд, возникших в рамках кухонь выживания, ныне ощущаются как экзотика.
Я правильно понял, что волнушки можно готовить прямо сразу, без вываривания и сливания первого отвара? Насколько я знаюЭ, у разных видов грибов в этом вопросе разная ситуация...

Date: 2015-10-21 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Про "челюсти" трески не слышал. На прошлой неделе в Кировске в ресторане пробовали "щечки" трески и ее "язычки". Это не выдуманные названия, а действительно соответствующие части тела рыбы. И кстати, довольно вкусные. Щечки - понежнее, язычки - более плотные, но весьма любопытные с гастрономической точки зрения. Я бы правда добавил туда соус (тартар, может даже вустерский), но в целом все очень неплохо.

Date: 2015-10-21 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] дима хитров (from livejournal.com)
Считаете ли вы историю кулинарии Великого княжества Литовского и Польши, а затем Речи Посполитой, частью истории русской кухни, или нет? В любом случае это взаимосвязанно. В связи с этим, похоже, выявлена мною писатешльница, оставившая потомкам книгу о старинной кулинарии этого региона, но вроде бы не описанная в данной журнале. У меня есть современное переиздание её книги "Литовская кухарка" (в современном комментарии уточнялось. что под Литвой имелась в виду территория былого княжества Литовского и затем Речи Посполитой, а не конкретно территория современной Литвы).
http://szhaman.livejournal.com/1672491.html
Это ссылка на обсуждение этой книги. Текста её я, к сожалению, в сети не нашёл.
Как вы думаете. это современная подделка. придуманная недавно. или на самом деле переиздание старинной книги? Из таких переизданий у меня ещё ечсть "Практические основы кулинарного искусства " Пелагеи Александровой-Игнатьевой. Видел в продаже и знаменитый "Подарок молодым хозяйкам".
Впрочем. в наше время коммнтарии могут понадобиться и советской поваренной книге...
Кстати, "французская булка" поваренных книг 19 века - это багет. то, что в СССР называлось "городская булка" (читал, что её переименовали из французской в городскую из-за всплеска борьбы с иностранщиной, но первое название этой булки именно "французская"), или что-то другое? Или это точно не известно?

Date: 2015-10-21 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Насчет ВКЛ - это непростой вопрос. Дело в том, что Великое княжество литовское долгое время было вполне себе успешным конкурентом Московского княжества в деле "собирания" славянских народов. И в этом смысле множество кулинарных привычек, продуктов, блюд у нас общие. Скажу неполиткорректную вещь - многие наши блюда и продукты значительно старше русской нации как таковой. Ведь складывание русской нации - это хорошо, еще если времена Ивана III, т.е. середина XV века. А до этого люди принадлежали роду, городу, князю. Так что на Куликовом поле сражались вместе и войска Дмитрия Донского из Москвы, и полк выходца из литовской в то время Волыни воеводы Боброка. А также полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.

Вот здесь я писал как-то по ВКЛ и его кулинарную литературу: http://p-syutkin.livejournal.com/78212.html

Date: 2015-10-21 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] clust.livejournal.com
Спасибо, Павел, редко про малую родину пишут.

Date: 2015-10-21 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] дима хитров (from livejournal.com)
В программе игрок называл части тела трески "язычки", но ведущий потом уточнил, что это просто торговое название (может быть, изобретённое для более благородного звучания? не знаю...), а анатомически это именно челюсть, а не язык. За что купил, за то и продаю.
Осталось только начать выпуск сердец какой-нибудь рыбы. Если они будут допрогие, обосновать; представь, сколько рыб надо разделать, чтобы насобирать кг рыбьего сердца! ;)

Date: 2015-10-22 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] malamat.livejournal.com
рыба с квасом) любопытно

муксун

Date: 2015-10-25 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] maxnicol сослался на вашу запись в своей записи «муксун (http://maxnicol.livejournal.com/1689336.html)» в контексте: [...] ": вырезанные и вычищенные пищеводы трески и сёмги http://p-syutkin.livejournal.com/227700.html [...]

No title

Date: 2015-10-25 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] maxnicol сослался на вашу запись в своей записи «No title (http://maxnicol.livejournal.com/1689348.html)» в контексте: [...] ": вырезанные и вычищенные пищеводы трески и сёмги http://p-syutkin.livejournal.com/227700.html [...]

Date: 2015-10-25 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] tuk-blog.livejournal.com
На сколько я знаю, русская печь не совсем результат народного творчества, а в связи в пожарами и угарами объявлялись конкурсы и по результатам выбирали модели и принудительно заставляли делать. И вообще у северных славян по книжкам в печах были котлы как у татар. Так, что на картинке достаточно поздний вариант, хотя бы потому, что массово чугунное литьё и сталь стали делать где то в 19 веке.

Date: 2015-10-25 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Конечно, эволюция печки - это и народное творчество, и административные рычаги. Помнится, при столь нелюбимом сегодняшними почвенниками Петре I принимались указы запрещавшие строительство беструбных печей в столицах, вводилась строгая регламентация требований к ним. И в результате возобладали именно та форма печи, которую мы представляем сегодня в качестве идеала.

А на картинке - это, думаю, XVIII-XIX век, не раньше.
Edited Date: 2015-10-25 11:31 am (UTC)

Date: 2015-10-25 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] tuk-blog.livejournal.com
Я высказывал у себя мысль, что современные печи это на самом деле деградация. Сейчас энтузиасты в разных странах делают по принципу "ракета", до безобразия простые, а КПД высокий и выхлоп практически одна вода, соответственно и дымоходы могли быть не нужны, а мы так и знаем, что их не было, мол по чёрному топили и всё в копоти было. В Аркаиме тоже достаточно оригинальные печи откапали. Просто наши предки умнее были.

Date: 2015-10-25 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Насчет Аркаима мне сказать сложно. Материал мне незнаком. Да я и стараюсь придерживаться официальной исторической науки.

Топящиеся по-черному печи видел не раз. Что сказать? Вверх от устья печи - все закопчено. Копоти на стенах в домах, где следят за чистотой, нет. Под крышей, естественно, она присутствует. С другой стороны, мы ведь понимаем, что поддержание чистоты - это вещь индивидуальная. И в этом смысле у меня нет оснований не верить путешественникам XVII-XVIII века, пишущим о том, что избы были черны от копоти.

А реальная русская печь, скажем, XV века - вот она, снята мною в Музее истории Москвы:

Date: 2015-10-29 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ktaara.livejournal.com
Спасибо, очень интересно читать было! Но как подумаешь, что вот так люди годами питались - грустно как-то, не от хорошей жизни ведь...

Приглашение!

Date: 2015-11-19 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] Светлана Смирнова (from livejournal.com)
Приезжайте к нам, на Терский берег. Заходите к нам, в музей Терских поморов! расскажем, покажем. научим. мы открыты для общения. места наши завораживают дух, глаз отвесть возможности нет! Нет ни силы, не желания! А люди - то какие радушные да говорливые. Песни,как зыбь на море! Не спешен и нетороплив уклад жизни, все от воды зависит. Море подернулось, смена работы! Приезжайте, будет интересно!

Re: Приглашение!

Date: 2015-11-19 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Спасибо, Светлана. Присоединяюсь к этим словам. Терский берег, действительно, уникальное место сохранившее исторические традиции, блюда и продукты. Мы с Ольгой получили огромное удовольствие от поездки в Умбу.

Date: 2015-11-19 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] Светлана Смирнова (from livejournal.com)
Извините, но я хочу сделать несколько поправок. Я наверное оговорилась от волнения. Ошосток - это место, куда чугунки и кастрюли ставили, но на него не ложились(слишком мал), а иногда зимой вымытую посуду опрокидывали(опруживали) сушить.
Клали дрова в печь не пихалом, а пеклом.
Колхозникам выдавали не кормовые, а котловые.
Грибной суп не на грибном бульоне, а на мясном был мне не известен.
Рыбу (семгу, горбушу, селедку и др.)колхоз сдавал на рубпункт и там уже ее обрабатывали.
Прошу прощения у читателей за слово "наблатыкались" - нечаянно вылетело.
А вы, Павел с Ольгой, приезжайте к нам в гости, чтобы еще и попробовать наших поморские блюда.

Date: 2015-11-19 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] p-syutkin.livejournal.com
Спасибо огромное за гостеприимство!

Date: 2015-11-19 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] Светлана Смирнова (from livejournal.com)
Комментарии даны не от имени Светланы Смирновой , а от имени Светланы Мудреченко.

3000-ТОП

Date: 2015-11-19 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] 3000top.livejournal.com
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

Date: 2019-09-26 06:16 am (UTC)

Profile

pavel_syutkin: (Default)
pavel_syutkin

February 2025

S M T W T F S
      1
23 4 567 8
9 101112 13 14 15
16 17 1819 20 2122
232425262728 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 4th, 2025 09:16 pm
Powered by Dreamwidth Studios